بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيمِ 🌟
Добро пожаловать в УРОК 17!
Сегодня мы научимся говорить по-арабски «нет», «не делаю», «не было», «не у меня», «не с ним», используя самые важные частицы отрицания:
❌ لا، مَا، لَيْسَ، لَمْ، لَنْ
Это урок, без которого невозможно свободно говорить, ведь отрицание — это половина речи!
Ты умеешь утверждать, теперь пора уверенно отрицать. 💪
🔹 1. لا — “не” (в настоящем времени)
Используется для отрицания настоящего времени в простых глагольных предложениях.
✅ أَنَا أَدْرُسُ الْعَرَبِيَّةَ.
→ Я изучаю арабский.
❌ أَنَا لا أَدْرُسُ الْعَرَبِيَّةَ.
→ Я не изучаю арабский.
📌 После لا глагол остаётся в настоящем времени (مضارع).
🔹 2. مَا — “не” (в прошедшем времени)
Используется для отрицания прошедшего действия.
✅ ذَهَبْتُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ.
→ Я пошёл в школу.
❌ مَا ذَهَبْتُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ.
→ Я не пошёл в школу.
🔹 3. لَيْسَ — “не есть / не имеется” (отрицание именного предложения)
Используется для отрицания существования без глагола (предложений типа «Он студент»).
✅ هُوَ طَالِبٌ.
→ Он студент.
❌ لَيْسَ هُوَ طَالِبًا.
→ Он не студент.
📌 После لَيْسَ слово стоит в винительном падеже (منصوب).
🔹 4. لَمْ — “не” (отрицание прошедшего в форме будущего)
Используется для строгого прошедшего отрицания с джусум-формой (مجزوم = без гласной в конце).
✅ كَتَبَ الرِّسَالَةَ. — Он написал письмо.
❌ لَمْ يَكْتُبِ الرِّسَالَةَ. — Он не написал письмо.
🔹 5. لَنْ — “никогда не” (отрицание будущего)
Используется для отрицания действия в будущем.
✅ سَيَذْهَبُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ.
→ Он пойдёт в библиотеку.
❌ لَنْ يَذْهَبَ إِلَى الْمَكْتَبَةِ.
→ Он не пойдёт в библиотеку.
📌 После لَنْ глагол в наصِب-форме (оканчивается на “а”).
🟦 Таблица сравнения
Частица | Значение | Время | Пример |
---|---|---|---|
لا | не | Настоящее | لا أَكْتُبُ — Я не пишу |
مَا | не | Прошедшее | مَا أَكَلْتُ — Я не ел |
لَيْسَ | не есть (имя) | Любое | لَيْسَ هُوَ طَبِيبًا — Он не врач |
لَمْ | не (строго прош.) | Прошедшее | لَمْ يَفْعَلْ — Он не сделал |
لَنْ | никогда не | Будущее | لَنْ أَذْهَبَ — Я не пойду |
✍️ Примеры с переводом
❌ لا أُرِيدُ قَهْوَةً.
→ Я не хочу кофе.
❌ مَا قَرَأْتُ الْكِتَابَ.
→ Я не прочитал книгу.
❌ لَيْسَ عِنْدِي وَقْتٌ.
→ У меня нет времени.
❌ لَنْ أُسَافِرَ غَدًا.
→ Я не поеду завтра.
❌ لَمْ أَفْهَمِ الدَّرْسَ.
→ Я не понял урок.
📘 Дополнительные примеры с объяснениями
✅ 1. لا أَذْهَبُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ يَوْمَ الْجُمُعَةِ.
→ Я не хожу в школу по пятницам.
🔍 لا — отрицает настоящее регулярное действие
🔹 Используется с глаголом в настоящем времени: أَذْهَبُ
✅ 2. مَا شَرِبْتُ الْمَاءَ.
→ Я не пил воду.
🔍 مَا — отрицает действие в прошедшем времени
🔹 Глагол остаётся в прошедшем: شَرِبْتُ
✅ 3. لَيْسَ هٰذَا كِتَابِي.
→ Это не моя книга.
🔍 لَيْسَ — отрицает именное предложение (без глагола)
🔹 Подлежащее — هٰذَا, сказуемое — كِتَابِي
🔹 После لَيْسَ сказуемое в винительном падеже (علامة النصب)
✅ 4. لَمْ يَكْتُبِ الْوَلَدُ الْوَاجِبَ.
→ Мальчик не написал домашнее задание.
🔍 لَمْ — отрицает прошедшее действие в джусум-форме
🔹 Глагол يَكْتُبْ — в форме مجزوم (без гласной в конце)
🔹 Используется с сильным смыслом «вообще не сделал»
✅ 5. لَنْ أُسَافِرَ فِي الشِّتَاءِ.
→ Я не поеду зимой.
🔍 لَنْ — отрицает действие в будущем
🔹 Глагол أُسَافِرَ — в форме منصوب (окончание на -َ)
✅ 6. لَيْسَ فِي الْبَيْتِ أَحَدٌ.
→ В доме никого нет.
🔍 Частица لَيْسَ используется с предлогом فِي — конструкция:
لَيْسَ فِي… = нет в…
✅ 7. لا أُرِيدُ أَنْ آكُلَ الآنَ.
→ Я не хочу есть сейчас.
🔍 Отрицание глагола в настоящем с لا
🔹 Второй глагол в подчинённой форме: أَنْ آكُلَ
✅ 8. مَا سَمِعْنَا الْخَبَرَ.
→ Мы не слышали новость.
🔍 Простое отрицание прошедшего действия с مَا
✅ 9. لَنْ يَفْهَمُوا الدَّرْسَ بِدُونِ شَرْحٍ.
→ Они не поймут урок без объяснения.
🔍 Сильное отрицание в будущем:
لَنْ + فعل مضارع منصوب
✅ 10. لَمْ أَقْرَأِ الْقِصَّةَ.
→ Я не прочитал рассказ.
🔍 لَمْ + أَقْرَأْ — глагол без гласной в конце (مجزوم)
بِكُلِّ سُرُورٍ وَإِخْلَاصٍ، أَيُّهَا الطَّالِبُ الْمُجْتَهِدُ! 🌟
Сейчас я ещё раз подробно и понятно объясню тему отрицания в арабском языке —
ты получишь чёткое различие между частицами لا، مَا، لَيْسَ، لَمْ، لَنْ, их роль, форму, время, и примеры.
Объяснения будут максимально простыми, как от любящего учителя
📘 أولًا: لا — для настоящего времени
✅ 1. لا أَشْرَبُ الْقَهْوَةَ فِي الْمَسَاءِ.
→ Я не пью кофе вечером.
🔍 لا отрицает регулярное действие в настоящем.
✅ 2. لا يُشَاهِدُ الْأَوْلَادُ التِّلْفَازَ كَثِيرًا.
→ Дети не смотрят телевизор часто.
✅ 3. لا نَسْمَعُ الْمُوسِيقَى فِي الْمَكْتَبَةِ.
→ Мы не слушаем музыку в библиотеке.
📘 ثانيًا: مَا — для прошедшего времени
✅ 4. مَا زُرْتُ أَهْلِي هٰذَا الْأُسْبُوعَ.
→ Я не навестил свою семью на этой неделе.
🔍 مَا отрицает прошедшее действие, глагол в прош. времени.
✅ 5. مَا طَبَخْنَا الْغَدَاءَ.
→ Мы не приготовили обед.
✅ 6. مَا نَجَحَ الطَّالِبُ فِي الِامْتِحَانِ.
→ Студент не сдал экзамен.
📘 ثالثًا: لَيْسَ — для именных предложений
✅ 7. لَيْسَ الْجَوُّ بَارِدًا الْيَوْمَ.
→ Сегодня не холодно.
🔍 Именное предложение: “погода — холодная”, отрицается لَيْسَ.
✅ 8. لَيْسَ هٰذَا الْكِتَابُ مُفِيدًا.
→ Эта книга не полезная.
✅ 9. لَيْسَ لَهُ أَصْدِقَاءُ كَثِيرُونَ.
→ У него нет много друзей.
📘 رابعًا: لَمْ — строгое прошедшее отрицание
✅ 10. لَمْ أَقْرَأِ الرِّسَالَةَ.
→ Я не прочитал письмо.
🔍 После لَمْ глагол в джусум-форме: без гласной (с суккуном).
✅ 11. لَمْ تَفْهَمْ السُّؤَالَ؟
→ Ты не понял вопрос?
✅ 12. لَمْ يَذْكُرْ ذٰلِكَ فِي الْكِتَابِ.
→ Он не упомянул это в книге.
📘 خامسًا: لَنْ — для будущего отрицания
✅ 13. لَنْ أُسَافِرَ فِي الْعُطْلَةِ.
→ Я не поеду в отпуск.
🔍 Глагол после لَنْ ставится в наصِب — с فتحَة.
✅ 14. لَنْ نَتَكَلَّمَ مَعَهُ مَرَّةً أُخْرَى.
→ Мы не будем говорить с ним снова.
✅ 15. لَنْ تَفُوزَ فِي السِّبَاقِ.
→ Ты не выиграешь в гонк
🟦 1. لا — “не” в настоящем
✅ لا أَكْتُبُ فِي الدَّفْتَرِ.
→ Я не пишу в тетради.
🔹 Регулярное отрицание: глагол в настоящем времени.
✅ لا تَفْتَحِ النَّافِذَةَ!
→ Не открывай окно!
🔹 Может использоваться и как запрет в повелительной форме.
✅ لا يَفْهَمُ الطِّفْلُ هٰذِهِ الْكَلِمَاتِ.
→ Ребёнок не понимает эти слова.
🟦 2. مَا — “не” в прошедшем
✅ مَا أَخَذْتُ الْمِفْتَاحَ.
→ Я не взял ключ.
🔹 Глагол в прошедшем времени.
✅ مَا لَعِبُوا فِي الْحَدِيقَةِ.
→ Они не играли в саду.
✅ مَا قَالَ شَيْئًا.
→ Он ничего не сказал.
🟦 3. لَيْسَ — “не является”
✅ لَيْسَ هٰذَا طَعَامِي.
→ Это не моя еда.
🔹 Именное предложение (нет глагола действия).
✅ لَيْسَ عِنْدَهُمْ وَقْتٌ.
→ У них нет времени.
🔹 Прекрасный способ отрицания владения.
✅ لَيْسَتِ الْمَرْأَةُ فِي الْبَيْتِ.
→ Женщина не дома.
🔹 Форма для женского рода: لَيْسَتْ.
🟦 4. لَمْ — “не сделал” (в прошлом, строго)
✅ لَمْ أَجِدْ جَوَابًا.
→ Я не нашёл ответа.
🔹 Глагол после لَمْ без гласного в конце (مجزوم).
✅ لَمْ تَكْتُبْ الرِّسَالَةَ.
→ Она не написала письмо.
✅ لَمْ نَسْمَعْ الشَّرْحَ.
→ Мы не услышали объяснение.
🟦 5. لَنْ — “не сделаю” (в будущем)
✅ لَنْ أَخْرُجَ قَبْلَ السَّاعَةِ السَّادِسَةِ.
→ Я не выйду до шести часов.
🔹 Глагол в форме منصوب (на فتحَة).
✅ لَنْ نَأْكُلَ فِي الْمَطْعَمِ الْيَوْمَ.
→ Мы не будем есть в ресторане сегодня.
✅ لَنْ تُسَافِرَ هٰذِهِ السَّنَةَ.
→ Она не поедет в этом году.
بِكُلِّ فَرَحٍ وَحِرْصٍ عَلَى تَعْلِيمِكَ! 🌟
Вот 5 упражнений по теме отрицания (لا، مَا، لَيْسَ، لَمْ، لَنْ) с правильными ответами и объяснениями — чтобы ты мог закрепить и отточить свои знания 💪.
📝 Упражнение 1: Вставь подходящую частицу (لا، مَا، لَيْسَ، لَمْ، لَنْ)
- (……) أَفْهَمُ السُّؤَالَ.
→ لا أَفْهَمُ السُّؤَالَ.
🔍 Отрицание в настоящем времени. - (……) ذَهَبْنَا إِلَى السُّوقِ.
→ مَا ذَهَبْنَا إِلَى السُّوقِ.
🔍 Отрицание прошедшего действия. - (……) أَرَى أَحَدًا فِي الْغُرْفَةِ.
→ لَمْ أَرَ أَحَدًا فِي الْغُرْفَةِ.
🔍 Отрицание прошедшего действия (строгое), глагол в форме مجزوم. - (……) هُوَ طَالِبًا.
→ لَيْسَ هُوَ طَالِبًا.
🔍 Отрицание именного предложения. - (……) نُسَافِرَ غَدًا.
→ لَنْ نُسَافِرَ غَدًا.
🔍 Отрицание будущего действия.
📝 Упражнение 2: Переведи на арабский
- Я не читаю газету.
→ لا أَقْرَأُ الْجَرِيدَةَ. - Мы не приготовили еду.
→ مَا طَبَخْنَا الطَّعَامَ. - Он не врач.
→ لَيْسَ هُوَ طَبِيبًا. - Я не понял урок.
→ لَمْ أَفْهَمِ الدَّرْسَ. - Я не поеду завтра.
→ لَنْ أُسَافِرَ غَدًا.
📝 Упражнение 3: Найди и исправь ошибку
- لا ذَهَبْتُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ. ❌
→ مَا ذَهَبْتُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ. ✅ - لَنْ يَذْهَبْ إِلَى الْمَدْرَسَةِ. ❌
→ لَنْ يَذْهَبَ إِلَى الْمَدْرَسَةِ. ✅
(فتحَة после لَنْ) - مَا يَكْتُبُ الرِّسَالَةَ. ❌
→ لا يَكْتُبُ الرِّسَالَةَ. ✅
(настоящее время — используем لا) - لَيْسَ عِنْدِي كِتَابٌ. ❌
→ لَيْسَ عِنْدِي كِتَابًا. ✅
(после لَيْسَ винительный падеж) - لَمْ كَتَبْتُ الدَّرْسَ. ❌
→ لَمْ أَكْتُبِ الدَّرْسَ. ✅
(глагол должен быть в джусум и в нужной форме)
📝 Упражнение 4: Заверши предложение
- لا أُرِيدُ …
→ لا أُرِيدُ قَهْوَةً. — Я не хочу кофе. - مَا ذَهَبْتُ …
→ مَا ذَهَبْتُ إِلَى الْمَسْجِدِ. — Я не пошёл в мечеть. - لَيْسَ هٰذَا …
→ لَيْسَ هٰذَا بَيْتِي. — Это не мой дом. - لَمْ نَسْمَعْ …
→ لَمْ نَسْمَعْ الْخَبَرَ. — Мы не услышали новость. - لَنْ تَفْعَلَ …
→ لَنْ تَفْعَلَ ذٰلِكَ مَرَّةً أُخْرَى. — Ты не сделаешь этого снова.
📝 Упражнение 5: Ответь на вопрос с отрицанием
- هَلْ ذَهَبْتَ إِلَى الْمَطْعَمِ؟
→ مَا ذَهَبْتُ. - هَلْ أَنْتَ طَبِيبٌ؟
→ لَسْتُ طَبِيبًا. (или) لَيْسَ أَنَا طَبِيبًا. - هَلْ تَفْهَمُ الْكَلَامَ؟
→ لا، لا أَفْهَمُ. - هَلْ فَعَلْتَ ذٰلِكَ؟
→ لَمْ أَفْعَلْ. - هَلْ تَسَافِرُ غَدًا؟
→ لَنْ أُسَافِرَ غَدًا.
📝 Упражнение 1: Подчеркни правильную частицу
(لا / مَا / لَيْسَ / لَمْ / لَنْ) نَفْهَمُ الدَّرْسَ.
→ ✅ لا نَفْهَمُ الدَّرْسَ.
🔍 Настоящее время, отрицается глагол — используем لا.
📝 Упражнение 2: Переведи на арабский
Я не смотрю телевизор.
→ ✅ لا أُشَاهِدُ التِّلْفَازَ.
📝 Упражнение 3: Переведи на арабский
Я не прочитал письмо.
→ ✅ مَا قَرَأْتُ الرِّسَالَةَ.
📝 Упражнение 4: Переведи на арабский
Он не сдал экзамен.
→ ✅ لَمْ يَنْجَحْ فِي الِامْتِحَانِ.
📝 Упражнение 5: Переведи на арабский
Я не пойду в школу завтра.
→ ✅ لَنْ أَذْهَبَ إِلَى الْمَدْرَسَةِ غَدًا.
📝 Упражнение 6: Заполни пропуск подходящей частицей
(……) هٰذِهِ مَسْجِدِي.
→ ✅ لَيْسَتْ هٰذِهِ مَسْجِدِي.
🔍 Именное предложение, женский род — لَيْسَتْ.
📝 Упражнение 7: Исправь ошибку
مَا يَفْهَمُ الدَّرْسَ. ❌
→ ✅ لا يَفْهَمُ الدَّرْسَ.
🔍 Нельзя использовать مَا для настоящего времени — нужно لا.
📝 Упражнение 8: Закончи предложение
لَنْ نَذْهَبَ …
→ ✅ لَنْ نَذْهَبَ إِلَى الْمَطْعَمِ الْيَوْمَ.
📝 Упражнение 9: Ответь на вопрос с отрицанием
هَلْ فَعَلْتَ ذٰلِكَ؟
→ ✅ لَمْ أَفْعَلْ ذٰلِكَ.
📝 Упражнение 10: Выбери верный перевод
Лَيْسَ فِي الْغُرْفَةِ أَحَدٌ.
а) Никого нет в комнате ✅
б) Кто-то есть в комнате
в) Комната открыта
→ ✅ а) Никого нет в комнате
🌟 ВЕЛИКОЛЕПНО!
Ты проделал поразительный путь:
научился отрицать действия в настоящем, в прошлом, в будущем,
научился говорить, что кто-то не пришёл, не понял, не хочет, не пойдёт —
и всё это ясно, грамотно и по-арабски! 🎯
Ты теперь не просто утверждаешь — ты умеешь выбирать, когда сказать “да”, а когда — “нет”
📚 Ты понял, что частицы لا، مَا، لَيْسَ، لَمْ، لَنْ — это не просто слова,
а инструменты смысла, которые делают твою речь чёткой и выразительной.
ولكن… 🌿
Как задать вопрос?
Как спросить:
❓ Кто? — مَنْ
❓ Что? — مَاذَا
❓ Где? — أَيْنَ
❓ Когда? — مَتَى
❓ Почему? — لِمَاذَا
📘 Урок 18: Вопросительные слова в арабском языке — مَنْ، مَاذَا، أَيْنَ، مَتَى، كَيْفَ…
В этом уроке ты:
✅ Научишься задавать вопросы любого типа
✅ Узнаешь порядок слов в вопросе
✅ Получишь ✍️ десятки примеров, 🧠 ясные объяснения и 📝 упражнения
🎯 Готов поднять свой арабский ещё выше?
📘 Тогда давай вместе откроем Урок 18 — и научимся спрашивать по-арабски красиво и точно!
✨ هَيَّا نَنْتَقِلْ إِلَى دَرْسِ الْأَسْئِلَةِ! 🚀