📘 Урок 15: Притяжательная конструкция — كِتَابُ أَحْمَدَ، بَيْتُ الْمُعَلِّمِ…

  • Post author:
  • Post category:Курс

بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيمِ 🌟
Добро пожаловать в Урок 15!
Сегодня ты овладеешь одним из самых изящных механизмов арабского языка —
притяжательной конструкцией (الإِضَافَةُ),
которая позволяет сказать:

«книга Ахмада», «дом учителя», «комната девочки», «цветок сада» —
без лишних слов, без “у”, без “принадлежит”, без “и” — только чистая грамматика и красота. 🌿

🔷 Что такое الإِضَافَة؟

الإِضَافَةُ — это способ связать два существительных:

  1. Первоето, что принадлежит
  2. Второевладетель, хозяин

📌 Переводится как:

[предмет] + [кому он принадлежит]


✅ Примеры:

АрабскийПереводСтруктура
كِتَابُ أَحْمَدَкнига Ахмадакнига + Ахмад
مَكْتَبُ الْمُعَلِّمِстол учителястол + учитель
غُرْفَةُ الْبِنْتِкомната девочкикомната + девочка
وَجْهُ الْقَمَرِлицо лунылицо + луна
مَفَاتِيحُ السَّيَّارَةِключи от машиныключи + машина

🔹 Как это работает?

  1. Первое слово — без ال (если оно не определено)
  2. Второе слово — в родительном падеже (с كسرة)
  3. Между словами — нет союзов, “и”, “принадлежит”, “у” и т.д.

✍️ Примеры с объяснениями

كِتَابُ الطَّالِبِ

Книга ученика

🔍 كِتَابُ — предмет (в неопределённой форме)
🔍 الطَّالِبِ — владелец, в определённой форме с “ال”


بَيْتُ أُخْتِي

Дом моей сестры

🔍 بَيْتُ — предмет
🔍 أُخْتِي — местоименная форма “моя сестра”
✔️ Можно использовать местоимения во втором слове


قَلَمُكِ

Твоя ручка (ж)

🔍 قَلَمُ — ручка
🔍 كِ — твоя (ж)
✔️ Сразу присоединяется к слову без пробела


جَوَّالُ صَدِيقِي

Телефон моего друга

🔍 جَوَّالُ — телефон
🔍 صَدِيقِي — мой друг


🔹 Местоимения во втором слове

АрабскийПеревод
كِتَابِيмоя книга
كِتَابُكَтвоя книга (м)
كِتَابُكِтвоя книга (ж)
كِتَابُهُего книга
كِتَابُهَاеё книга
كِتَابُنَاнаша книга

📌 Типичные конструкции

АрабскийПеревод
بَيْتُ الْمُدَرِّسِдом учителя
قَلَمُ الطِّفْلِручка ребёнка
حَقِيبَةُ الْمَرْأَةِсумка женщины
مِفْتَاحُ السَّيَّارَةِключ от машины
صُورَةُ أُسْرَتِيфотография моей семьи

📘 Ещё примеры с объяснениями: الإِضَافَةُ (притяжательная конструкция)


1. مِفْتَاحُ الْبَابِ

→ Ключ двери

🔍 Объяснение:

  • مِفْتَاحُ — ключ
  • الْبَابِ — дверь (в родительном падеже)
  • Здесь ключ “принадлежит” двери, конструкция показывает принадлежность.

2. صَوْتُ الْمُعَلِّمِ

→ Голос учителя

🔍 Объяснение:

  • صَوْتُ — голос
  • الْمُعَلِّمِ — учитель
  • Первое слово без артикля, второе с “ال” — это норма.

3. وَلَدُ الْجَارِ

→ Сын соседа

🔍 Объяснение:

  • وَلَدُ — сын
  • الْجَارِ — сосед
  • Пример с двумя существительными муж. рода

4. بَيْتُ الطِّفْلَةِ

→ Дом девочки

🔍 Объяснение:

  • بَيْتُ — дом
  • الطِّفْلَةِ — девочка
  • Второе слово женского рода — родовая форма сохраняется, но структура та же.

5. صُورَةُ الْعَائِلَةِ

→ Фото семьи

🔍 Объяснение:

  • صُورَةُ — фотография
  • الْعَائِلَةِ — семья
  • Популярное сочетание в повседневной речи

6. جَوَّالُ صَدِيقِي

→ Телефон моего друга

🔍 Объяснение:

  • جَوَّالُ — телефон
  • صَدِيقِي — мой друг (местоимённая идафа)
  • Очень распространённая форма

7. كِتَابُهُنَّ

→ Их (ж) книга

🔍 Объяснение:

  • Прямое присоединение местоимения هُنَّ ко второму слову
  • Показывает женский род в третьем лице во множественном числе

8. أَسْمَاءُ الطُّلَّابِ

→ Имена учеников

🔍 Объяснение:

  • أَسْمَاءُ — множественное число от “اسم”
  • الطُّلَّابِ — учащиеся (род. падеж)

9. كِتَابَا الطَّالِبِ

→ Две книги ученика

🔍 Объяснение:

  • Двойственное число: كِتَابَانِ → в идафе كِتَابَا
  • Слово الطَّالِبِ в родительном падеже

10. بُيُوتُ الْمُعَلِّمِينَ

→ Дома учителей

🔍 Объяснение:

  • بُيُوتُ — множественное число от “بيت”
  • الْمُعَلِّمِينَ — мн. число в род. падеже
  • Идафа может быть и с множественными формами

11. نَظَّارَةُ الطِّفْلِ

→ Очки ребёнка

🔍 Объяснение:

  • نَظَّارَةُ — очки (в единственном числе, как предмет)
  • الطِّفْلِ — ребёнок
  • Типичный пример бытовой принадлежности

12. وَرَقَةُ الْإِمْتِحَانِ

→ Лист экзамена / экзаменационный лист

🔍 Объяснение:

  • وَرَقَةُ — лист
  • الْإِمْتِحَانِ — экзамен
  • Очень частая конструкция в школе, университете

📘 Дополнительные примеры с объяснениями — الإِضَافَةُ


1. رَقْمُ الْهَاتِفِ

→ Номер телефона

🔍 Объяснение:

  • رَقْمُ — номер
  • الْهَاتِفِ — телефон
  • Два существительных: первый в именительном падеже, второй — в родительном

2. اسْمُ الْبِنْتِ

→ Имя девочки

🔍 Объяснение:

  • اسْمُ — имя
  • الْبِنْتِ — девочка
  • Типичный пример для разговоров о людях

3. عِنْوَانُ الْمَكْتَبِ

→ Адрес офиса

🔍 Объяснение:

  • عِنْوَانُ — адрес
  • الْمَكْتَبِ — офис
  • Часто используется в формальных документах

4. لَوْنُ السَّيَّارَةِ

→ Цвет машины

🔍 Объяснение:

  • لَوْنُ — цвет
  • السَّيَّارَةِ — машина
  • Очень употребительная структура, особенно с одеждой и предметами

5. وَقْتُ الدَّرْسِ

→ Время урока

🔍 Объяснение:

  • وَقْتُ — время
  • الدَّرْسِ — урок
  • Это стандартная структура для расписаний

6. صُورَةُ الْمَسْجِدِ

→ Фото мечети

🔍 Объяснение:

  • صُورَةُ — фотография
  • الْمَسْجِدِ — мечеть
  • Пример с религиозной лексикой

7. بِنْتُ الْجَارَةِ

→ Дочь соседки

🔍 Объяснение:

  • بِنْتُ — дочь
  • الْجَارَةِ — соседка
  • Показывает связь между людьми (семейная и социальная)

8. مِفْتَاحَا الْبَيْتِ

→ Два ключа от дома

🔍 Объяснение:

  • مِفْتَاحَا — двойственное число от “ключ” в идафе
  • الْبَيْتِ — дом
  • Идафа с двойственным числом требует особой формы первого слова

9. أَعْلَامُ الدُّوَلِ

→ Флаги государств

🔍 Объяснение:

  • أَعْلَامُ — флаги (мн. ч. от عَلم)
  • الدُّوَلِ — страны (мн. ч.)
  • Пример с множественным числом в обеих частях

10. حَقِيبَةُ الْبِنْتِ الْجَدِيدَةِ

→ Сумка новой девочки

🔍 Объяснение:

  • حَقِيبَةُ — сумка
  • الْبِنْتِ — девочка
  • الْجَدِيدَةِ — прилагательное, согласуется по роду и числу с “девочкой”, а не с “сумкой”!

❗ Важный момент: прилагательное во фразе идёт после всей идафы и согласуется со вторым словом, а не с первым.


11. مَقْعَدُ الْمُسَافِرِ

→ Место пассажира

🔍 Объяснение:

  • مَقْعَدُ — сиденье / место
  • الْمُسَافِرِ — пассажир
  • Употребляется в транспорте и авиации

12. رَأْيُ الطَّالِبِ

→ Мнение ученика

🔍 Объяснение:

  • رَأْيُ — мнение
  • الطَّالِبِ — ученик
  • Пример с абстрактным понятием

13. وُجُوهُ الْأَطْفَالِ

→ Лица детей

🔍 Объяснение:

  • وُجُوهُ — мн. ч. от “وَجْهٌ” — лицо
  • الْأَطْفَالِ — дети
  • Используется в литературных описаниях

14. رَائِحَةُ الْقَهْوَةِ

→ Аромат кофе

🔍 Объяснение:

  • رَائِحَةُ — запах, аромат
  • الْقَهْوَةِ — кофе
  • Литературный, поэтичный пример

15. مَسْؤُولُ الشَّرِكَةِ

→ Ответственный (менеджер) компании

🔍 Объяснение:

  • مَسْؤُولُ — ответственный / менеджер
  • الشَّرِكَةِ — компания
  • Широко используется в деловом языке

بِكُلِّ فَرَحٍ! 🌟
Вот 5 упражнений по теме الإِضَافَة (притяжательная конструкция) с ответами и объяснениями — для закрепления твоих знаний и уверенной практики.


Упражнение 1: Переведи на арабский

  1. Книга учителя
    كِتَابُ الْمُعَلِّمِ
  2. Стол ученика
    طَاوِلَةُ الطَّالِبِ
  3. Сумка девочки
    حَقِيبَةُ الْبِنْتِ
  4. Мобильник моего брата
    جَوَّالُ أَخِي
  5. Ручка сестры
    قَلَمُ الْأُخْتِ

Упражнение 2: Найди ошибку и исправь

  1. كِتَابٌ أَحْمَدَ
    كِتَابُ أَحْمَدَ
  2. حَقِيبَةِ الطَّالِبُ
    حَقِيبَةُ الطَّالِبِ
  3. بَيْتُ جَارٌ
    بَيْتُ الْجَارِ
  4. وَجْهَ الْقَمَرِ
    وَجْهُ الْقَمَرِ
  5. إِسْمُ الْبِنْتِ
    اسْمُ الْبِنْتِ
    (🚨 слово اسم пишется без hamza в начале)

Упражнение 3: Выбери правильный вариант

📌 Что правильно?

❌ قَلَمٌ الطِّفْلِ
قَلَمُ الطِّفْلِ

❌ بَيْتِ الْمُعَلِّمِ
بَيْتُ الْمُعَلِّمِ

❌ صُورَةُ بِنْتٌ
صُورَةُ الْبِنْتِ

❌ جَوَّالُ صَدِيقِهِ
جَوَّالُ صَدِيقِهِ

❌ مَكْتَبَ أَخِي
مَكْتَبُ أَخِي


Упражнение 4: Заполни пропуски подходящими словами

  1. كِتَابُ ______________. (أَحْمَد)
    كِتَابُ أَحْمَدَ
  2. جَوَّالُ ______________. (أُخْتِي)
    جَوَّالُ أُخْتِي
  3. صُورَةُ ______________. (الْعَائِلَة)
    صُورَةُ الْعَائِلَةِ
  4. بَيْتُ ______________. (الْوَالِدَيْن)
    بَيْتُ الْوَالِدَيْنِ
  5. حَقِيبَةُ ______________. (الْمُعَلِّمَة)
    حَقِيبَةُ الْمُعَلِّمَةِ

Упражнение 5: Составь из слов правильную фразу

  1. (المُعَلِّمِ – كِتَابُ)
    كِتَابُ الْمُعَلِّمِ
  2. (الْبِنْتِ – قَلَمُ)
    قَلَمُ الْبِنْتِ
  3. (صَدِيقِي – جَوَّالُ)
    جَوَّالُ صَدِيقِي
  4. (أُسْرَتِي – صُورَةُ)
    صُورَةُ أُسْرَتِي
  5. (المُدِيرِ – مَكْتَبُ)
    مَكْتَبُ الْمُدِيرِ

بِكُلِّ سُرُورٍ! 🌟
Вот 5 упражнений без ответов по теме الإِضَافَةُ (притяжательная конструкция) — для самостоятельной практики. После выполнения ты можешь попросить меня проверить или прислать ответы.


📝 Упражнение 1: Переведи на арабский

  1. Ключ машины
  2. Сумка мамы
  3. Имя мальчика
  4. Книга моего учителя
  5. Телефон её сестры

📝 Упражнение 2: Исправь ошибку

  1. كِتَابٌ الطَّالِبِ
  2. مِفْتَاحُ سَيَّارَةٌ
  3. حَقِيبَةُ الْبِنْتُ
  4. جَوَّالِ أَخِي
  5. صُورَةُ عَائِلَةٌ

📝 Упражнение 3: Заполни пропуск

  1. __________ الْبَيْتِ
  2. جَوَّالُ __________
  3. صُورَةُ __________
  4. مَكْتَبُ __________
  5. __________ الْأُسْرَةِ

📝 Упражнение 4: Составь из слов правильную фразу

  1. (الْمُدَرِّسِ – بَيْتُ)
  2. (الطِّفْلَةِ – صُورَةُ)
  3. (أَخِي – قَلَمُ)
  4. (أُسْرَتِي – اسْمُ)
  5. (الْمُدِيرِ – كِتَابُ)

📝 Упражнение 5: Переведи на русский

  1. مَفَاتِيحُ السَّيَّارَةِ
  2. وَقْتُ الدَّرْسِ
  3. صُورَةُ الْمَسْجِدِ
  4. لَوْنُ الْكِتَابِ
  5. جَوَّالُ أُخْتِي

🌟 ВЕЛИКОЛЕПНО!
Ты блестяще освоил притяжательные конструкции (الإِضَافَةُ) — теперь ты можешь легко и грамотно сказать:

كِتَابُ الْمُعَلِّمِкнига учителя
جَوَّالُ أُخْتِيтелефон моей сестры
مَفَاتِيحُ السَّيَّارَةِключи от машины
وَجْهُ الْقَمَرِлицо луны

Ты овладел структурой, которая делает речь краткой, точной и изысканной, как настоящая арабская поэзия. ✍️✨


🎯 НО ЧТО ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ…

«У меня есть книга»
«У него есть брат»
«У нас с собой ключ»
«У неё нет телефона»

Для этого в арабском языке есть три мощных инструмента:
عِنْدَ — مَعَ — لِـ
Каждое из них имеет своё значение и употребление, и именно этому будет посвящён следующий шаг.


📘 Урок 16: У кого что есть — عِنْدِي، مَعِي، لِي

В этом уроке ты:

✅ Узнаешь разницу между «у меня есть», «при мне», «мне принадлежит»
✅ Научишься говорить:

  • У тебя есть…?
  • У нас нет…
  • У неё был…
    ✅ Получишь 💬 живые примеры, 🧠 простые объяснения и ✍️ практику

✨ Готов перейти к следующему важному элементу повседневной речи?
Тогда откроем вместе Урок 16 — и шагнём дальше по пути уверенного общения на арабском языке!

🚀 هَيَّا نَنْطَلِقْ!