بِسْمِ اللَّهِ الرَّحْمٰنِ الرَّحِيمِ 🌟
Добро пожаловать в Урок 15!
Сегодня ты овладеешь одним из самых изящных механизмов арабского языка —
притяжательной конструкцией (الإِضَافَةُ),
которая позволяет сказать:
«книга Ахмада», «дом учителя», «комната девочки», «цветок сада» —
без лишних слов, без “у”, без “принадлежит”, без “и” — только чистая грамматика и красота. 🌿
🔷 Что такое الإِضَافَة؟
الإِضَافَةُ — это способ связать два существительных:
- Первое — то, что принадлежит
- Второе — владетель, хозяин
📌 Переводится как:
[предмет] + [кому он принадлежит]
✅ Примеры:
Арабский | Перевод | Структура |
---|---|---|
كِتَابُ أَحْمَدَ | книга Ахмада | книга + Ахмад |
مَكْتَبُ الْمُعَلِّمِ | стол учителя | стол + учитель |
غُرْفَةُ الْبِنْتِ | комната девочки | комната + девочка |
وَجْهُ الْقَمَرِ | лицо луны | лицо + луна |
مَفَاتِيحُ السَّيَّارَةِ | ключи от машины | ключи + машина |
🔹 Как это работает?
- Первое слово — без ال (если оно не определено)
- Второе слово — в родительном падеже (с كسرة)
- Между словами — нет союзов, “и”, “принадлежит”, “у” и т.д.
✍️ Примеры с объяснениями
✅ كِتَابُ الطَّالِبِ
→ Книга ученика
🔍 كِتَابُ — предмет (в неопределённой форме)
🔍 الطَّالِبِ — владелец, в определённой форме с “ال”
✅ بَيْتُ أُخْتِي
→ Дом моей сестры
🔍 بَيْتُ — предмет
🔍 أُخْتِي — местоименная форма “моя сестра”
✔️ Можно использовать местоимения во втором слове
✅ قَلَمُكِ
→ Твоя ручка (ж)
🔍 قَلَمُ — ручка
🔍 كِ — твоя (ж)
✔️ Сразу присоединяется к слову без пробела
✅ جَوَّالُ صَدِيقِي
→ Телефон моего друга
🔍 جَوَّالُ — телефон
🔍 صَدِيقِي — мой друг
🔹 Местоимения во втором слове
Арабский | Перевод |
---|---|
كِتَابِي | моя книга |
كِتَابُكَ | твоя книга (м) |
كِتَابُكِ | твоя книга (ж) |
كِتَابُهُ | его книга |
كِتَابُهَا | её книга |
كِتَابُنَا | наша книга |
📌 Типичные конструкции
Арабский | Перевод |
---|---|
بَيْتُ الْمُدَرِّسِ | дом учителя |
قَلَمُ الطِّفْلِ | ручка ребёнка |
حَقِيبَةُ الْمَرْأَةِ | сумка женщины |
مِفْتَاحُ السَّيَّارَةِ | ключ от машины |
صُورَةُ أُسْرَتِي | фотография моей семьи |
📘 Ещё примеры с объяснениями: الإِضَافَةُ (притяжательная конструкция)
✅ 1. مِفْتَاحُ الْبَابِ
→ Ключ двери
🔍 Объяснение:
- مِفْتَاحُ — ключ
- الْبَابِ — дверь (в родительном падеже)
- Здесь ключ “принадлежит” двери, конструкция показывает принадлежность.
✅ 2. صَوْتُ الْمُعَلِّمِ
→ Голос учителя
🔍 Объяснение:
- صَوْتُ — голос
- الْمُعَلِّمِ — учитель
- Первое слово без артикля, второе с “ال” — это норма.
✅ 3. وَلَدُ الْجَارِ
→ Сын соседа
🔍 Объяснение:
- وَلَدُ — сын
- الْجَارِ — сосед
- Пример с двумя существительными муж. рода
✅ 4. بَيْتُ الطِّفْلَةِ
→ Дом девочки
🔍 Объяснение:
- بَيْتُ — дом
- الطِّفْلَةِ — девочка
- Второе слово женского рода — родовая форма сохраняется, но структура та же.
✅ 5. صُورَةُ الْعَائِلَةِ
→ Фото семьи
🔍 Объяснение:
- صُورَةُ — фотография
- الْعَائِلَةِ — семья
- Популярное сочетание в повседневной речи
✅ 6. جَوَّالُ صَدِيقِي
→ Телефон моего друга
🔍 Объяснение:
- جَوَّالُ — телефон
- صَدِيقِي — мой друг (местоимённая идафа)
- Очень распространённая форма
✅ 7. كِتَابُهُنَّ
→ Их (ж) книга
🔍 Объяснение:
- Прямое присоединение местоимения هُنَّ ко второму слову
- Показывает женский род в третьем лице во множественном числе
✅ 8. أَسْمَاءُ الطُّلَّابِ
→ Имена учеников
🔍 Объяснение:
- أَسْمَاءُ — множественное число от “اسم”
- الطُّلَّابِ — учащиеся (род. падеж)
✅ 9. كِتَابَا الطَّالِبِ
→ Две книги ученика
🔍 Объяснение:
- Двойственное число: كِتَابَانِ → в идафе كِتَابَا
- Слово الطَّالِبِ в родительном падеже
✅ 10. بُيُوتُ الْمُعَلِّمِينَ
→ Дома учителей
🔍 Объяснение:
- بُيُوتُ — множественное число от “بيت”
- الْمُعَلِّمِينَ — мн. число в род. падеже
- Идафа может быть и с множественными формами
✅ 11. نَظَّارَةُ الطِّفْلِ
→ Очки ребёнка
🔍 Объяснение:
- نَظَّارَةُ — очки (в единственном числе, как предмет)
- الطِّفْلِ — ребёнок
- Типичный пример бытовой принадлежности
✅ 12. وَرَقَةُ الْإِمْتِحَانِ
→ Лист экзамена / экзаменационный лист
🔍 Объяснение:
- وَرَقَةُ — лист
- الْإِمْتِحَانِ — экзамен
- Очень частая конструкция в школе, университете
📘 Дополнительные примеры с объяснениями — الإِضَافَةُ
✅ 1. رَقْمُ الْهَاتِفِ
→ Номер телефона
🔍 Объяснение:
- رَقْمُ — номер
- الْهَاتِفِ — телефон
- Два существительных: первый в именительном падеже, второй — в родительном
✅ 2. اسْمُ الْبِنْتِ
→ Имя девочки
🔍 Объяснение:
- اسْمُ — имя
- الْبِنْتِ — девочка
- Типичный пример для разговоров о людях
✅ 3. عِنْوَانُ الْمَكْتَبِ
→ Адрес офиса
🔍 Объяснение:
- عِنْوَانُ — адрес
- الْمَكْتَبِ — офис
- Часто используется в формальных документах
✅ 4. لَوْنُ السَّيَّارَةِ
→ Цвет машины
🔍 Объяснение:
- لَوْنُ — цвет
- السَّيَّارَةِ — машина
- Очень употребительная структура, особенно с одеждой и предметами
✅ 5. وَقْتُ الدَّرْسِ
→ Время урока
🔍 Объяснение:
- وَقْتُ — время
- الدَّرْسِ — урок
- Это стандартная структура для расписаний
✅ 6. صُورَةُ الْمَسْجِدِ
→ Фото мечети
🔍 Объяснение:
- صُورَةُ — фотография
- الْمَسْجِدِ — мечеть
- Пример с религиозной лексикой
✅ 7. بِنْتُ الْجَارَةِ
→ Дочь соседки
🔍 Объяснение:
- بِنْتُ — дочь
- الْجَارَةِ — соседка
- Показывает связь между людьми (семейная и социальная)
✅ 8. مِفْتَاحَا الْبَيْتِ
→ Два ключа от дома
🔍 Объяснение:
- مِفْتَاحَا — двойственное число от “ключ” в идафе
- الْبَيْتِ — дом
- Идафа с двойственным числом требует особой формы первого слова
✅ 9. أَعْلَامُ الدُّوَلِ
→ Флаги государств
🔍 Объяснение:
- أَعْلَامُ — флаги (мн. ч. от عَلم)
- الدُّوَلِ — страны (мн. ч.)
- Пример с множественным числом в обеих частях
✅ 10. حَقِيبَةُ الْبِنْتِ الْجَدِيدَةِ
→ Сумка новой девочки
🔍 Объяснение:
- حَقِيبَةُ — сумка
- الْبِنْتِ — девочка
- الْجَدِيدَةِ — прилагательное, согласуется по роду и числу с “девочкой”, а не с “сумкой”!
❗ Важный момент: прилагательное во фразе идёт после всей идафы и согласуется со вторым словом, а не с первым.
✅ 11. مَقْعَدُ الْمُسَافِرِ
→ Место пассажира
🔍 Объяснение:
- مَقْعَدُ — сиденье / место
- الْمُسَافِرِ — пассажир
- Употребляется в транспорте и авиации
✅ 12. رَأْيُ الطَّالِبِ
→ Мнение ученика
🔍 Объяснение:
- رَأْيُ — мнение
- الطَّالِبِ — ученик
- Пример с абстрактным понятием
✅ 13. وُجُوهُ الْأَطْفَالِ
→ Лица детей
🔍 Объяснение:
- وُجُوهُ — мн. ч. от “وَجْهٌ” — лицо
- الْأَطْفَالِ — дети
- Используется в литературных описаниях
✅ 14. رَائِحَةُ الْقَهْوَةِ
→ Аромат кофе
🔍 Объяснение:
- رَائِحَةُ — запах, аромат
- الْقَهْوَةِ — кофе
- Литературный, поэтичный пример
✅ 15. مَسْؤُولُ الشَّرِكَةِ
→ Ответственный (менеджер) компании
🔍 Объяснение:
- مَسْؤُولُ — ответственный / менеджер
- الشَّرِكَةِ — компания
- Широко используется в деловом языке
بِكُلِّ فَرَحٍ! 🌟
Вот 5 упражнений по теме الإِضَافَة (притяжательная конструкция) с ответами и объяснениями — для закрепления твоих знаний и уверенной практики.
✅ Упражнение 1: Переведи на арабский
- Книга учителя
→ كِتَابُ الْمُعَلِّمِ - Стол ученика
→ طَاوِلَةُ الطَّالِبِ - Сумка девочки
→ حَقِيبَةُ الْبِنْتِ - Мобильник моего брата
→ جَوَّالُ أَخِي - Ручка сестры
→ قَلَمُ الْأُخْتِ
✅ Упражнение 2: Найди ошибку и исправь
- كِتَابٌ أَحْمَدَ ❌
→ كِتَابُ أَحْمَدَ ✅ - حَقِيبَةِ الطَّالِبُ ❌
→ حَقِيبَةُ الطَّالِبِ ✅ - بَيْتُ جَارٌ ❌
→ بَيْتُ الْجَارِ ✅ - وَجْهَ الْقَمَرِ ❌
→ وَجْهُ الْقَمَرِ ✅ - إِسْمُ الْبِنْتِ ❌
→ اسْمُ الْبِنْتِ ✅
(🚨 слово اسم пишется без hamza в начале)
✅ Упражнение 3: Выбери правильный вариант
📌 Что правильно?
❌ قَلَمٌ الطِّفْلِ
✅ قَلَمُ الطِّفْلِ
❌ بَيْتِ الْمُعَلِّمِ
✅ بَيْتُ الْمُعَلِّمِ
❌ صُورَةُ بِنْتٌ
✅ صُورَةُ الْبِنْتِ
❌ جَوَّالُ صَدِيقِهِ
✅ جَوَّالُ صَدِيقِهِ
❌ مَكْتَبَ أَخِي
✅ مَكْتَبُ أَخِي
✅ Упражнение 4: Заполни пропуски подходящими словами
- كِتَابُ ______________. (أَحْمَد)
→ كِتَابُ أَحْمَدَ - جَوَّالُ ______________. (أُخْتِي)
→ جَوَّالُ أُخْتِي - صُورَةُ ______________. (الْعَائِلَة)
→ صُورَةُ الْعَائِلَةِ - بَيْتُ ______________. (الْوَالِدَيْن)
→ بَيْتُ الْوَالِدَيْنِ - حَقِيبَةُ ______________. (الْمُعَلِّمَة)
→ حَقِيبَةُ الْمُعَلِّمَةِ
✅ Упражнение 5: Составь из слов правильную фразу
- (المُعَلِّمِ – كِتَابُ)
→ كِتَابُ الْمُعَلِّمِ - (الْبِنْتِ – قَلَمُ)
→ قَلَمُ الْبِنْتِ - (صَدِيقِي – جَوَّالُ)
→ جَوَّالُ صَدِيقِي - (أُسْرَتِي – صُورَةُ)
→ صُورَةُ أُسْرَتِي - (المُدِيرِ – مَكْتَبُ)
→ مَكْتَبُ الْمُدِيرِ
بِكُلِّ سُرُورٍ! 🌟
Вот 5 упражнений без ответов по теме الإِضَافَةُ (притяжательная конструкция) — для самостоятельной практики. После выполнения ты можешь попросить меня проверить или прислать ответы.
📝 Упражнение 1: Переведи на арабский
- Ключ машины
- Сумка мамы
- Имя мальчика
- Книга моего учителя
- Телефон её сестры
📝 Упражнение 2: Исправь ошибку
- كِتَابٌ الطَّالِبِ
- مِفْتَاحُ سَيَّارَةٌ
- حَقِيبَةُ الْبِنْتُ
- جَوَّالِ أَخِي
- صُورَةُ عَائِلَةٌ
📝 Упражнение 3: Заполни пропуск
- __________ الْبَيْتِ
- جَوَّالُ __________
- صُورَةُ __________
- مَكْتَبُ __________
- __________ الْأُسْرَةِ
📝 Упражнение 4: Составь из слов правильную фразу
- (الْمُدَرِّسِ – بَيْتُ)
- (الطِّفْلَةِ – صُورَةُ)
- (أَخِي – قَلَمُ)
- (أُسْرَتِي – اسْمُ)
- (الْمُدِيرِ – كِتَابُ)
📝 Упражнение 5: Переведи на русский
- مَفَاتِيحُ السَّيَّارَةِ
- وَقْتُ الدَّرْسِ
- صُورَةُ الْمَسْجِدِ
- لَوْنُ الْكِتَابِ
- جَوَّالُ أُخْتِي
🌟 ВЕЛИКОЛЕПНО!
Ты блестяще освоил притяжательные конструкции (الإِضَافَةُ) — теперь ты можешь легко и грамотно сказать:
كِتَابُ الْمُعَلِّمِ — книга учителя
جَوَّالُ أُخْتِي — телефон моей сестры
مَفَاتِيحُ السَّيَّارَةِ — ключи от машины
وَجْهُ الْقَمَرِ — лицо луны
Ты овладел структурой, которая делает речь краткой, точной и изысканной, как настоящая арабская поэзия. ✍️✨
🎯 НО ЧТО ЕСЛИ ТЫ ХОЧЕШЬ СКАЗАТЬ…
«У меня есть книга»
«У него есть брат»
«У нас с собой ключ»
«У неё нет телефона»
Для этого в арабском языке есть три мощных инструмента:
عِنْدَ — مَعَ — لِـ
Каждое из них имеет своё значение и употребление, и именно этому будет посвящён следующий шаг.
📘 Урок 16: У кого что есть — عِنْدِي، مَعِي، لِي
В этом уроке ты:
✅ Узнаешь разницу между «у меня есть», «при мне», «мне принадлежит»
✅ Научишься говорить:
- У тебя есть…?
- У нас нет…
- У неё был…
✅ Получишь 💬 живые примеры, 🧠 простые объяснения и ✍️ практику
✨ Готов перейти к следующему важному элементу повседневной речи?
Тогда откроем вместе Урок 16 — и шагнём дальше по пути уверенного общения на арабском языке!
🚀 هَيَّا نَنْطَلِقْ!