📘 Урок 13: Вопросительные слова — هَلْ، مَتَى، مَاذَا، أَيْنَ…

  • Post author:
  • Post category:Курс

بِسْمِ اللَّهِ، نَبْدَأُ! 🌟
Добро пожаловать в Урок 13!
Сегодня ты начнёшь говорить по-арабски ещё свободнее, потому что научишься задавать вопросы. Это ключ к настоящему разговору

🔷 1. هَلْ — вопрос «да» или «нет»

📌 هلْ + предложение — универсальный способ задать вопрос, на который можно ответить نَعَمْ (да) или لَا (нет).

✅ Примеры:

  1. هَلْ تَفْهَمُ الدَّرْسَ؟
    → Ты понимаешь урок?
    ✔️ نَعَمْ، أَفْهَمُهُ.
    ✖️ لَا، لَا أَفْهَمُهُ.
  2. هَلْ تَذْهَبِينَ إِلَى الْمَكْتَبَةِ؟
    → Ты (ж) идёшь в библиотеку?

🔷 2. مَتَى — Когда?

📌 Используется, чтобы спросить о времени действия.
مَتَى + глагол…؟

✅ Примеры:

  1. مَتَى تَذْهَبُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ؟
    → Когда ты идёшь в школу?
    أَذْهَبُ فِي السَّاعَةِ السَّابِعَةِ. — Я иду в семь часов.
  2. مَتَى سَتَكْتُبُونَ الْوَاجِبَ؟
    → Когда вы напишете домашнее задание?

🔷 3. مَاذَا — Что? (о действии)

📌 Спрашивает о том, что делает человек.
مَاذَا + глагол…؟

✅ Примеры:

  1. مَاذَا تَفْعَلُ الْآنَ؟
    → Что ты сейчас делаешь?
    أَقْرَأُ كِتَابًا.
  2. مَاذَا سَتَفْعَلِينَ بَعْدَ الدَّرْسِ؟
    → Что ты (ж) будешь делать после урока?

🔷 4. أَيْنَ — Где?

📌 Чтобы спросить о месте.
أَيْنَ + глагол или подлежащее…?

✅ Примеры:

  1. أَيْنَ أَنْتَ؟
    → Где ты?
  2. أَيْنَ تَجْلِسُ فِي الْفَصْلِ؟
    → Где ты сидишь в классе?
  3. أَيْنَ سَنَذْهَبُ غَدًا؟
    → Куда мы пойдём завтра?

🔷 5. مَنْ — Кто?

📌 Чтобы спросить о человеке.

✅ Примеры:

  1. مَنْ هَذَا؟
    → Кто это?
  2. مَنْ يَقْرَأُ الدَّرْسَ؟
    → Кто читает урок?

🔷 6. لِمَاذَا — Почему?

📌 Для выяснения причины действия.

✅ Примеры:

  1. لِمَاذَا تَتَأَخَّرُ؟
    → Почему ты опаздываешь?
    لِأَنَّنِي نِمْتُ مُتَأَخِّرًا.
  2. لِمَاذَا لَا تَقْرَأُ؟
    → Почему ты не читаешь?

✅ Сводная таблица:

ВопросЗначениеПример
هَلْДа/Нет?هَلْ تَفْهَمُ؟
مَتَىКогда?مَتَى تَذْهَبُ؟
مَاذَاЧто? (делаешь)مَاذَا تَفْعَلُ؟
أَيْنَГде?أَيْنَ أَنْتَ؟
مَنْКто?مَنْ يَكْتُبُ؟
لِمَاذَاПочему?لِمَاذَا تَغِيبُ؟

📘 Ещё больше примеров: Вопросительные слова в арабском языке


🔷 1. هَلْ — вопрос “да/нет”

هَلْ تَذْهَبُ إِلَى الْمَسْجِدِ؟

→ Ты идёшь в мечеть?
Ответ:
✔️ نَعَمْ، أَذْهَبُ إِلَيْهَا.
✖️ لَا، لَا أَذْهَبُ.

🔍 Объяснение:

  • Вопрос начинается с هل
  • Далее идёт обычное утвердительное предложение
  • В ответе используется либо نَعَمْ, либо لَا

هَلْ سَتَكْتُبِينَ الْوَاجِبَ؟

→ Ты (ж) напишешь домашнее задание?
✔️ نَعَمْ، سَأَكْتُبُهُ.


🔷 2. مَتَى — Когда?

مَتَى تَسْتَيْقِظُ فِي الْصَّبَاحِ؟

→ Когда ты просыпаешься утром?
Ответ:
أَسْتَيْقِظُ فِي السَّاعَةِ السَّادِسَةِ.

🔍 Объяснение:

  • مَتَى требует временного обстоятельства в ответе (например: в 6 часов, завтра и т.д.)

مَتَى سَنُرَتِّبُ الْغُرْفَةَ؟

→ Когда мы приберём комнату?
Ответ:
سَنُرَتِّبُهَا قَبْلَ الزِّيَارَةِ.


🔷 3. مَاذَا — Что (делаешь)?

مَاذَا تَفْعَلُ الْآنَ؟

→ Что ты делаешь сейчас?
Ответ:
أَقْرَأُ كِتَابًا.

🔍 Объяснение:

  • مَاذَا используется только перед глаголами
  • В ответе указывается действие

مَاذَا سَيَفْعَلُ أَبُوكَ؟

→ Что сделает твой отец?
Ответ:
سَيَذْهَبُ إِلَى الْعَمَلِ.


🔷 4. أَيْنَ — Где?

أَيْنَ تَجْلِسُ فِي الْفَصْلِ؟

→ Где ты сидишь в классе?
Ответ:
أَجْلِسُ أَمَامَ السَّبُّورَةِ.

🔍 Объяснение:

  • أَيْنَ требует места в ответе (перед, за, в, рядом с…)

أَيْنَ سَتَكُونُ غَدًا؟

→ Где ты будешь завтра?
Ответ:
سَأَكُونُ فِي الْمَكْتَبَةِ.


🔷 5. مَنْ — Кто?

مَنْ هَذِهِ الْبِنْتُ؟

→ Кто эта девочка?
Ответ:
هِيَ أُخْتِي.


مَنْ يَكْتُبُ عَلَى السَّبُّورَةِ؟

→ Кто пишет на доске?
Ответ:
الْمُعَلِّمُ يَكْتُبُ.

🔍 Объяснение:

  • مَنْ используется только для одушевлённых существ (людей)

🔷 6. لِمَاذَا — Почему?

لِمَاذَا تَأْكُلُ بِسُرْعَةٍ؟

→ Почему ты ешь быстро?
Ответ:
لِأَنَّنِي جَائِعٌ. – Потому что я голоден.


لِمَاذَا لَا تَذْهَبُ مَعَنَا؟

→ Почему ты не идёшь с нами?
Ответ:
لِأَنَّنِي مَشْغُولٌ.

🔍 Объяснение:

  • لِمَاذَا требует в ответе لِأَنَّ… (потому что…)

✅ Закрепим в мини-таблице:

Вопросительное словоЗначениеТип ответа
هَلْДа / нетنَعَمْ / لَا + глагол
مَتَىКогдаУказание времени
مَاذَاЧто (делаешь)Глагол, действие
أَيْنَГдеУказание места
مَنْКтоИмя или профессия
لِمَاذَاПочемуلِأَنَّ… (потому что…)

📘 Вопросительные слова — Новые примеры с объяснениями


🔷 1. هَلْ – да/нет вопрос

هَلْ تَسْكُنُ فِي هٰذِهِ الْمَدِينَةِ؟

→ Ты живёшь в этом городе?

🔍 Объяснение:

  • هَلْ вводит вопрос, на который можно ответить نَعَمْ / لَا.
  • После هَلْ идёт обычный глагол в настоящем времени.

Ответы:

  • نَعَمْ، أَسْكُنُ فِيهَا. — Да, я живу в нём.
  • لَا، لَا أَسْكُنُ فِي هٰذِهِ الْمَدِينَةِ.

هَلْ سَتَذْهَبُونَ إِلَى الْمَكْتَبَةِ؟

→ Вы пойдёте в библиотеку?

🔍 Объяснение:

  • Здесь используется будущее время с سَـ.
  • Вопросительное слово не влияет на форму глагола.

🔷 2. مَتَى – когда?

مَتَى تَذْهَبُ إِلَى السُّوقِ؟

→ Когда ты идёшь на рынок?

🔍 Объяснение:

  • مَتَى всегда требует указания времени в ответе.
  • Глагол следует сразу после مَتَى.

Ответ:
أَذْهَبُ فِي الصَّبَاحِ. — Я иду утром.


مَتَى سَنَأْكُلُ الْغَدَاءَ؟

→ Когда мы пообедаем?

🔍 Объяснение:

  • Используется будущее время سَنَأْكُلُ – мы поедим
  • مَتَى стоит в начале

Ответ:
سَنَأْكُلُ بَعْدَ سَاعَةٍ. — Пообедаем через час.


🔷 3. مَاذَا – что (делаешь)?

مَاذَا تَفْعَلِينَ فِي الْمَطْبَخِ؟

→ Что ты (ж) делаешь на кухне?

🔍 Объяснение:

  • Используется перед глаголом
  • Указывает на действие

Ответ:
أُحَضِّرُ الطَّعَامَ. — Я готовлю еду.


مَاذَا سَتَفْعَلُ يَوْمَ الْجُمُعَةِ؟

→ Что ты будешь делать в пятницу?

Ответ:
سَأَزُورُ أَقَارِبِي. — Навещу родственников.


🔷 4. أَيْنَ – где?

أَيْنَ يَجْلِسُ أَخُوكَ؟

→ Где сидит твой брат?

🔍 Объяснение:

  • أَيْنَ – вопрос о месте
  • В ответе обязательно должно быть предлог места: فِي، عَلَى, خَلْفَ и т.д.

Ответ:
يَجْلِسُ خَلْفَ الطَّاوِلَةِ. — Он сидит за столом.


أَيْنَ سَتَكُونِينَ غَدًا؟

→ Где ты (ж) будешь завтра?

Ответ:
سَأَكُونُ فِي الْمَدْرَسَةِ. — Буду в школе.


🔷 5. مَنْ – кто?

مَنْ يَدْخُلُ الْبَابَ؟

→ Кто входит в дверь?

🔍 Объяснение:

  • Используется только с одушевлёнными существами
  • Глагол ставится сразу после مَنْ

Ответ:
الطَّالِبُ يَدْخُلُ. — Ученик входит.


مَنْ سَيُرَتِّبُ الْغُرْفَةَ؟

→ Кто приберёт комнату?

Ответ:
سَأُرَتِّبُهَا أَنَا. — Я её уберу.


🔷 6. لِمَاذَا – почему?

لِمَاذَا لَا تَكْتُبُ الْوَاجِبَ؟

→ Почему ты не пишешь домашнее задание?

🔍 Объяснение:

  • لِمَاذَا — всегда вопрос о причине
  • В ответе часто используется لِأَنَّ… — потому что…

Ответ:
لِأَنَّنِي مَرِيضٌ. — Потому что я болен.


لِمَاذَا تَبْكِي الطِّفْلَةُ؟

→ Почему девочка плачет?

Ответ:
لِأَنَّهَا جَائِعَةٌ. — Потому что она голодная.

Упражнение 1: Подставь подходящее вопросительное слово

  1. مَتَى تَذْهَبُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ؟
    → Когда ты идёшь в библиотеку?
  2. مَاذَا تَفْعَلُ فِي الْمَطْبَخِ؟
    → Что ты делаешь на кухне?
  3. لِمَاذَا الطِّفْلُ يَبْكِي؟
    → Почему ребёнок плачет?
  4. أَيْنَ يَجْلِسُ أَخُوكَ؟
    → Где сидит твой брат?
  5. هَلْ تَقْرَأُ كِتَابًا الْآنَ؟
    → Ты читаешь книгу сейчас?
  6. مَنْ سَيُرَتِّبُ الْغُرْفَةَ؟
    → Кто приберёт комнату?
  7. هَلْ تَسْكُنُ فِي هٰذِهِ الْمَدِينَةِ؟
    → Ты живёшь в этом городе?
  8. أَيْنَ سَتَكُونِينَ غَدًا؟
    → Где ты (ж) будешь завтра?
  9. مَنْ يَدْخُلُ الْمُدَرِّسُ؟
    → Кто входит — учитель?
  10. لِمَاذَا تَأْكُلِينَ بِهَذِهِ السُّرْعَةِ؟
    → Почему ты (ж) так быстро ешь?

Упражнение 2: Переведи на арабский

  1. أَيْنَ أَنْتَ الْآنَ؟
    → Где ты сейчас?
  2. مَنْ يَذْهَبُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ؟
    → Кто идёт в школу?
  3. لِمَاذَا لَا تَقْرَأُ؟
    → Почему она не читает?
  4. مَاذَا تَفْعَلُ فِي الْبَيْتِ؟
    → Что ты делаешь дома?
  5. مَتَى سَتَلْعَبُونَ؟
    → Когда вы поиграете?
  6. هَلْ تَكْتُبُ الْوَاجِبَ؟
    → Ты пишешь домашнее задание?
  7. إِلَى أَيْنَ يَذْهَبُ؟
    → Куда он идёт?
  8. لِمَاذَا لَا تَسْأَلُونَ؟
    → Почему вы не спрашиваете?
  9. مَنْ مَعَكَ؟
    → Кто с тобой?
  10. مَتَى تَتَنَاوَلُ الْفُطُورَ؟
    → Когда ты завтракаешь?

Упражнение 3: Построй вопрос по ответу

  1. أَسْكُنُ فِي هٰذِهِ الْمَدِينَةِ.
    أَيْنَ تَسْكُنُ؟ — Где ты живёшь?
  2. نَقْرَأُ الْكِتَابَ فِي الْمَكْتَبَةِ.
    أَيْنَ تَقْرَأُونَ الْكِتَابَ؟ — Где вы читаете книгу?
  3. أَكْتُبُ الرِّسَالَةَ.
    مَاذَا تَكْتُبُ؟ — Что ты пишешь?
  4. الطِّفْلُ يَبْكِي لِأَنَّهُ جَائِعٌ.
    لِمَاذَا يَبْكِي الطِّفْلُ؟ — Почему ребёнок плачет?
  5. سَيَذْهَبُ أَبِي إِلَى الْعَمَلِ.
    إِلَى أَيْنَ سَيَذْهَبُ أَبُوكَ؟ — Куда пойдёт твой отец?
  6. أَجْلِسُ فِي آخِرِ الصَّفِّ.
    أَيْنَ تَجْلِسُ فِي الْفَصْلِ؟ — Где ты сидишь в классе?
  7. هُوَ يُسَاعِدُ الْمُعَلِّمَ.
    مَنْ يُسَاعِدُ الْمُعَلِّمَ؟ — Кто помогает учителю?
  8. لَا، لَا أَذْهَبُ إِلَى الْحَدِيقَةِ.
    هَلْ تَذْهَبُ إِلَى الْحَدِيقَةِ؟ — Ты идёшь в парк?
  9. أَقْرَأُ الْقِصَّةَ فِي السَّاعَةِ الْخَامِسَةِ.
    مَتَى تَقْرَأُ الْقِصَّةَ؟ — Когда ты читаешь рассказ?
  10. نَكْتُبُ عَلَى السَّبُّورَةِ.
    أَيْنَ تَكْتُبُونَ؟ — Где вы пишете?

📝 Упражнения: Вопросительные слова


Упражнение 1: Подставь подходящее вопросительное слово

📌 Вставь одно из: هَلْ – مَتَى – مَاذَا – أَيْنَ – مَنْ – لِمَاذَا

  1. (……) تَذْهَبُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ؟
  2. (……) تَفْعَلُ فِي الْمَطْبَخِ؟
  3. (……) الطِّفْلُ يَبْكِي؟
  4. (……) يَجْلِسُ أَخُوكَ؟
  5. (……) تَقْرَأُ كِتَابًا الْآنَ؟
  6. (……) سَيُرَتِّبُ الْغُرْفَةَ؟
  7. (……) تَسْكُنُ فِي هٰذِهِ الْمَدِينَةِ؟
  8. (……) سَتَكُونِينَ غَدًا؟
  9. (……) يَدْخُلُ الْمُدَرِّسُ؟
  10. (……) تَأْكُلِينَ بِهَذِهِ السُّرْعَةِ؟

Упражнение 2: Переведи на арабский

  1. Где ты сейчас?
  2. Кто идёт в школу?
  3. Почему она не читает?
  4. Что ты делаешь дома?
  5. Когда вы поиграете?
  6. Ты пишешь домашнее задание?
  7. Куда он идёт?
  8. Почему вы не спрашиваете?
  9. Кто с тобой?
  10. Когда ты завтракаешь?

Упражнение 3: Построй вопрос по ответу

📌 Используй подходящее вопросительное слово. Пример:
أَذْهَبُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ. → مَتَى تَذْهَبُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ؟

  1. أَسْكُنُ فِي هٰذِهِ الْمَدِينَةِ.
    → …………………………………………………
  2. نَقْرَأُ الْكِتَابَ فِي الْمَكْتَبَةِ.
    → …………………………………………………
  3. أَكْتُبُ الرِّسَالَةَ.
    → …………………………………………………
  4. الطِّفْلُ يَبْكِي لِأَنَّهُ جَائِعٌ.
    → …………………………………………………
  5. سَيَذْهَبُ أَبِي إِلَى الْعَمَلِ.
    → …………………………………………………
  6. أَجْلِسُ فِي آخِرِ الصَّفِّ.
    → …………………………………………………
  7. هُوَ يُسَاعِدُ الْمُعَلِّمَ.
    → …………………………………………………
  8. لَا، لَا أَذْهَبُ إِلَى الْحَدِيقَةِ.
    → …………………………………………………
  9. أَقْرَأُ الْقِصَّةَ فِي السَّاعَةِ الْخَامِسَةِ.
    → …………………………………………………
  10. نَكْتُبُ عَلَى السَّبُّورَةِ.
    → …………………………………………………

✅ Великолепно!

Теперь ты умеешь задавать вопросы на арабском языке:

«Где ты живёшь?»
«Что ты делаешь?»
«Почему он не идёт?»
«Кто с тобой?»
— всё это ты строишь грамотно и с пониманием!


Это огромный шаг, потому что вопросы — основа живого общения.
Но чтобы чувствовать себя уверенно в пространстве и описании мест, тебе нужно освоить следующую важную тему:


📘 Урок 14: Предлоги места — فِي، عَلَى، تَحْتَ، أَمَامَ، خَلْفَ…

В этом уроке ты узнаешь:

✅ Как сказать «в комнате», «на столе», «перед домом», «за школой»
✅ Как правильно использовать предлоги в разных контекстах
✅ Как строить фразы: где я? где он? где книга?
✅ И конечно — с множеством примеров, диалогов и упражнений


📘 Готов говорить, где ты находишься, что на столе, что внутри коробки и кто стоит перед дверью?

Тогда давай перейдём к Уроку 14 и начнём изучать навигацию по-арабски — ясно, просто и красиво!

هل أنت مستعدّ؟ 🌟