مُبَارَكٌ لَكَ وُصُولُكَ إِلَى الدَّرْسِ الْعَاشِرِ! 🌟
Поздравляю с переходом к Уроку 10 — теперь ты войдёшь в мир арабских глаголов. Это как открыть дверь в настоящую речь, потому что без глаголов нет действия, нет жизни в языке
🌟 Что такое الفِعْلُ الْمُضَارِعُ?
الفِعْلُ الْمُضَارِعُ — это глагол в настоящем или ближайшем будущем.
Например:
- أَذْهَبُ – я иду / я пойду
- يَكْتُبُ – он пишет / будет писать
✅ Строение настоящего времени
Все глаголы строятся по формуле:
حَرْفُ الْمُضَارَعَةِ + جَذْرُ الْفِعْلِ
Буква начала (أ / تـ / يـ / نـ) + корень (например: ك-ت-ب)
Местоимение | Глагол | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَكْتُبُ | я пишу |
أَنْتَ | تَكْتُبُ | ты пишешь (м) |
أَنْتِ | تَكْتُبِينَ | ты пишешь (ж) |
هُوَ | يَكْتُبُ | он пишет |
هِيَ | تَكْتُبُ | она пишет |
نَحْنُ | نَكْتُبُ | мы пишем |
أَنْتُمْ | تَكْتُبُونَ | вы пишете (м. мн.) |
أَنْتُنَّ | تَكْتُبْنَ | вы пишете (ж. мн.) |
هُمْ | يَكْتُبُونَ | они пишут (м) |
هُنَّ | يَكْتُبْنَ | они пишут (ж) |
🔹 Примеры с глаголом كَتَبَ – يَكْتُبُ (писать)
Предложение | Перевод | Объяснение |
---|---|---|
أَكْتُبُ رِسَالَةً | Я пишу письмо | أَكْتُبُ – я пишу |
يَكْتُبُ الْمُعَلِّمُ دَرْسًا | Учитель пишет урок | يَكْتُبُ – он пишет |
نَكْتُبُ فِي الْكُرَّاسَةِ | Мы пишем в тетради | نَكْتُبُ – мы пишем |
هِيَ تَكْتُبُ اسْمَهَا | Она пишет своё имя | تَكْتُبُ – она пишет |
🔸 Важные глаголы для тренировки:
Глагол (инфинитив) | Настоящее время | Перевод |
---|---|---|
ذَهَبَ | يَذْهَبُ | идти |
فَهِمَ | يَفْهَمُ | понимать |
قَرَأَ | يَقْرَأُ | читать |
جَلَسَ | يَجْلِسُ | сидеть |
أَكَلَ | يَأْكُلُ | кушать |
شَرِبَ | يَشْرَبُ | пить |
دَرَسَ | يَدْرُسُ | учиться |
سَأَلَ | يَسْأَلُ | спрашивать |
📘 Продолжение Урока 10: Глаголы в настоящем времени – الفِعْلُ الْمُضَارِعُ
🔹 Основные глаголы и их спряжение
1. ذَهَبَ – يَذْهَبُ (идти)
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَذْهَبُ | я иду |
أَنْتَ | تَذْهَبُ | ты идёшь (м) |
أَنْتِ | تَذْهَبِينَ | ты идёшь (ж) |
هُوَ | يَذْهَبُ | он идёт |
هِيَ | تَذْهَبُ | она идёт |
نَحْنُ | نَذْهَبُ | мы идём |
📌 Примеры:
- أَذْهَبُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ
→ Я иду в школу
(أَذْهَبُ – 1 лицо, إِلَى – направление) - يَذْهَبُ أَخِي إِلَى الْمَسْجِدِ
→ Мой брат идёт в мечеть - تَذْهَبِينَ أَنْتِ إِلَى الْمَكْتَبَةِ
→ Ты (ж) идёшь в библиотеку
2. قَرَأَ – يَقْرَأُ (читать)
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَقْرَأُ | я читаю |
هُوَ | يَقْرَأُ | он читает |
هِيَ | تَقْرَأُ | она читает |
📌 Примеры:
- أَقْرَأُ كِتَابًا كُلَّ يَوْمٍ
→ Я читаю книгу каждый день - يَقْرَأُ الْوَلَدُ قِصَّةً
→ Мальчик читает рассказ - تَقْرَأُ الْبِنْتُ الْجَرِيدَةَ
→ Девочка читает газету
3. أَكَلَ – يَأْكُلُ (кушать)
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | آكُلُ | я ем |
نَحْنُ | نَأْكُلُ | мы едим |
هُمْ | يَأْكُلُونَ | они едят |
📌 Примеры:
- آكُلُ تُفَّاحًا فِي الصَّبَاحِ
→ Я ем яблоко утром - نَأْكُلُ الْغَدَاءَ مَعًا
→ Мы обедаем вместе - يَأْكُلُونَ الْخُبْزَ وَاللَّحْمَ
→ Они едят хлеб и мясо
4. شَرِبَ – يَشْرَبُ (пить)
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَشْرَبُ | я пью |
أَنْتَ | تَشْرَبُ | ты пьёшь |
هُوَ | يَشْرَبُ | он пьёт |
📌 Примеры:
- أَشْرَبُ مَاءً بَعْدَ الرِّيَاضَةِ
→ Я пью воду после спорта - تَشْرَبُ أُخْتِي الْعَصِيرَ
→ Моя сестра пьёт сок - يَشْرَبُ الْوَلَدُ حَلِيبًا
→ Мальчик пьёт молоко
5. جَلَسَ – يَجْلِسُ (сидеть)
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَجْلِسُ | я сижу |
هُوَ | يَجْلِسُ | он сидит |
هُمْ | يَجْلِسُونَ | они сидят |
📌 Примеры:
- أَجْلِسُ عَلَى الْكُرْسِيِّ
→ Я сижу на стуле - يَجْلِسُ أَحْمَدُ فِي الْفَصْلِ
→ Ахмад сидит в классе - يَجْلِسُونَ أَمَامَ الْمُعَلِّمِ
→ Они сидят перед учителем
بِسْمِ اللهِ، نُكْمِلُ الدَّرْسَ مَعَكَ! 🌿
Ты хочешь ещё больше новых примеров с более подробными объяснениями — и ты это получишь! Сейчас мы глубоко разберём настоящее время (الْفِعْلُ الْمُضَارِعُ) с живыми ситуациями, глаголами в разных формах и пояснениями для каждого случая.
📘 ЕЩЁ БОЛЬШЕ ПРИМЕРОВ: الفِعْلُ الْمُضَارِعُ — настоящее время
🔹 Глагол يَفْهَمُ – понимать
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَفْهَمُ | я понимаю |
أَنْتَ | تَفْهَمُ | ты (м) понимаешь |
هُوَ | يَفْهَمُ | он понимает |
نَحْنُ | نَفْهَمُ | мы понимаем |
📌 Примеры с объяснением:
- أَفْهَمُ الدَّرْسَ جَيِّدًا.
→ Я хорошо понимаю урок.- أَفْهَمُ – глагол, 1 л., ед. ч.
- الدَّرْسَ – винительный падеж (что?)
- جَيِّدًا – обстоятельство (как?)
- يَفْهَمُ الطِّفْلُ كَلَامَ الْمُعَلِّمِ.
→ Ребёнок понимает слова учителя.- يَفْهَمُ – 3 л., м. р.
- كَلَامَ – речь (вин. падеж)
- الْمُعَلِّمِ – род. падеж (чья речь)
🔹 Глагол يَدْرُسُ – учиться
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَدْرُسُ | я учусь |
أَنْتَ | تَدْرُسُ | ты учишься |
هِيَ | تَدْرُسُ | она учится |
هُمْ | يَدْرُسُونَ | они учатся |
📌 Примеры:
- أَدْرُسُ اللُّغَةَ الْعَرَبِيَّةَ.
→ Я изучаю арабский язык.- اللُّغَةَ – вин. падеж (что?)
- الْعَرَبِيَّةَ – прилагательное
- تَدْرُسُ الطَّالِبَةُ فِي الْجَامِعَةِ.
→ Студентка учится в университете.- فِي – предлог
- الْجَامِعَةِ – после предлога → род. падеж
- يَدْرُسُونَ مَعَ أَصْدِقَائِهِمْ.
→ Они учатся со своими друзьями.- مَعَ – «с»
- أَصْدِقَائِهِمْ – «их друзья» (мн. ч., род. падеж)
🔹 Глагол يَسْأَلُ – спрашивать
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَسْأَلُ | я спрашиваю |
أَنْتَ | تَسْأَلُ | ты спрашиваешь |
هُوَ | يَسْأَلُ | он спрашивает |
أَنْتُمْ | تَسْأَلُونَ | вы (мн. ч.) спрашиваете |
📌 Примеры:
- أَسْأَلُ الْمُعَلِّمَ سُؤَالًا.
→ Я задаю учителю вопрос.- الْمُعَلِّمَ – вин. падеж (кого?)
- سُؤَالًا – вопрос
- تَسْأَلُ الطِّفْلَةُ أُمَّهَا.
→ Девочка спрашивает свою маму.- أُمَّهَا – её мама
- Обрати внимание на притяжательные окончания
🔹 Глагол يَسْمَعُ – слышать
Местоимение | Форма | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَسْمَعُ | я слышу |
هُوَ | يَسْمَعُ | он слышит |
نَحْنُ | نَسْمَعُ | мы слышим |
📌 Примеры:
- أَسْمَعُ صَوْتًا غَرِيبًا.
→ Я слышу странный звук.- صَوْتًا – звук (вин. падеж)
- غَرِيبًا – странный (обстоятельство или прилаг.)
- نَسْمَعُ الْقُرْآنَ فِي الْمَسْجِدِ.
→ Мы слушаем Коран в мечети.- فِي الْمَسْجِدِ – предлог + род. падеж
📘 Дополнительные новые примеры: الفِعْلُ الْمُضَارِعُ – Настоящее время
🔹 Глагол يَفْتَحُ – открывает
Местоимение | Глагол | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَفْتَحُ | я открываю |
أَنْتَ | تَفْتَحُ | ты (м) открываешь |
هُوَ | يَفْتَحُ | он открывает |
هِيَ | تَفْتَحُ | она открывает |
📌 Примеры:
- أَفْتَحُ النَّافِذَةَ كُلَّ صَبَاحٍ.
→ Я открываю окно каждое утро.- النَّافِذَةَ – окно (вин. падеж)
- كُلَّ صَبَاحٍ – обстоятельство времени
- تَفْتَحُ الْبِنْتُ الْكِتَابَ.
→ Девочка открывает книгу.- الْبِنْتُ – подлежащее
- الْكِتَابَ – дополнение
🔹 Глагол يُغْلِقُ – закрывает
Местоимение | Глагол | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أُغْلِقُ | я закрываю |
هُوَ | يُغْلِقُ | он закрывает |
📌 Примеры:
- يُغْلِقُ الرَّجُلُ الْبَابَ فِي اللَّيْلِ.
→ Мужчина закрывает дверь ночью.- فِي اللَّيْلِ – когда?
- أُغْلِقُ الْحَقِيبَةَ قَبْلَ الذَّهَابِ.
→ Я закрываю сумку перед выходом.- قَبْلَ الذَّهَابِ – обстоятельство времени
🔹 Глагол يَلْعَبُ – играет
Местоимение | Глагол | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَلْعَبُ | я играю |
أَنْتَ | تَلْعَبُ | ты играешь |
هُوَ | يَلْعَبُ | он играет |
هُمْ | يَلْعَبُونَ | они играют |
📌 Примеры:
- يَلْعَبُ الْوَلَدُ فِي الْحَدِيقَةِ.
→ Мальчик играет в саду.- فِي الْحَدِيقَةِ – где?
- أَلْعَبُ مَعَ أَخِي.
→ Я играю с братом.- مَعَ – с
- يَلْعَبُونَ كُرَةَ الْقَدَمِ.
→ Они играют в футбол.- كُرَةَ الْقَدَمِ – футбол (букв. мяч ног)
🔹 Глагол يُنَظِّفُ – чистит, убирает
Местоимение | Глагол | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أُنَظِّفُ | я убираю |
هِيَ | تُنَظِّفُ | она убирает |
نَحْنُ | نُنَظِّفُ | мы убираем |
📌 Примеры:
- أُنَظِّفُ غُرْفَتِي كُلَّ يَوْمٍ.
→ Я убираю свою комнату каждый день.- غُرْفَتِي – моя комната (заменено окончанием ي)
- تُنَظِّفُ الْبِنْتُ الطَّاوِلَةَ.
→ Девочка убирает со стола. - نُنَظِّفُ الْبَيْتَ قَبْلَ الزِّيَارَةِ.
→ Мы убираем дом перед визитом.
🔹 Глагол يَنْظُرُ – смотреть
Местоимение | Глагол | Перевод |
---|---|---|
أَنَا | أَنْظُرُ | я смотрю |
هُوَ | يَنْظُرُ | он смотрит |
نَحْنُ | نَنْظُرُ | мы смотрим |
📌 Примеры:
- يَنْظُرُ إِلَى السَّمَاءِ.
→ Он смотрит на небо.- إِلَى – предлог направления
- أَنْظُرُ إِلَى السَّاعَةِ.
→ Я смотрю на часы. - نَنْظُرُ إِلَى الْخَرِيطَةِ.
→ Мы смотрим на карту.
📝 Упражнение: Переведи на арабский
- Я открываю дверь
- Он закрывает окно
- Мы убираем комнату
- Они играют в футбол
- Ты (ж) смотришь на учителя
- Я играю с другом
- Мы смотрим на доску
- Она убирает стол
- Я открываю книгу
- Он закрывает сумку
📝 Расширенные упражнения: الفِعْلُ الْمُضَارِعُ
✅ Упражнение 1: Переведи на арабский
📌 Используй правильную форму глагола и нужное местоимение:
- Я открываю книгу утром
- Ты (м) пьёшь чай вечером
- Она убирает свою комнату
- Он читает интересную историю
- Мы смотрим на учителя
- Вы (мн. ч.) идёте в школу
- Ты (ж) ешь яблоко
- Они (м) учатся вместе
- Я пишу в тетради
- Мальчик играет в саду
✅ Упражнение 2: Исправь ошибки
📌 Найди и исправь ошибки в глагольных формах, согласовании или порядке слов:
- أَشْرَبَ مَاءٌ فِي الصَّبَاحِ ❌
- يَكْتُبُونَ الطِّفْلَةُ رِسَالَةٌ ❌
- نَذْهَبُ إِلَى مَكْتَبَةٌ ❌
- تَجْلِسِينَ أَنْتَ عَلَى الْكُرْسِيِّ ❌
- أَفْتَحُ أَخِي الْبَابَ ❌
- نُنَظِّفُ غُرْفَةٌ كُلَّ يَوْمٌ ❌
- تَشْرَبُ الطُّفُولَةُ الْعَصِيرَ ❌
- يَقْرَأُ الْمُدَرِّسِ الْكِتَابُ ❌
✅ Упражнение 3: Заверши предложение
📌 Заверши фразу подходящими словами (существительными, обстоятельствами):
- أَكْتُبُ…
- يَذْهَبُ إِلَى…
- نَجْلِسُ فِي…
- تَقْرَأُ الْبِنْتُ…
- أَفْتَحُ…
- يَسْمَعُونَ…
- أَسْأَلُ…
- تَشْرَبُ فِي…
- نَنْظُرُ إِلَى…
- يَلْعَبُ الطِّفْلُ…
✅ Упражнение 4: Составь вопрос
📌 Составь вопросительное предложение по модели:
- مَاذَا + глагол в нужной форме + подлежащее + ?
- (ты/мужчина – читаешь – газету)
- (она – пьёт – сок)
- (вы/мн. – идёте – в мечеть)
- (он – пишет – письмо)
- (ты/женщина – спрашиваешь – учителя)
Пример:
→ مَاذَا تَفْعَلُ أَنْتَ؟ – Что ты делаешь?
✅ Упражнение 5: Ответь по-арабски
📌 Используй настоящее время:
- مَاذَا تَفْعَلُ فِي الْمَسَاءِ؟
- هَلْ تَقْرَأُ كِتَابًا؟
- أَيْنَ تَجْلِسُ فِي الْفَصْلِ؟
- مَاذَا يَشْرَبُ أَخُوكَ؟
- مَعَ مَنْ تَذْهَبِينَ إِلَى الْمَدْرَسَةِ؟
📝 Упражнения с ответами: الفِعْلُ الْمُضَارِعُ – настоящее время
✅ Упражнение 1: Переведи на арабский
1. Я открываю книгу утром
📌 أَفْتَحُ الْكِتَابَ فِي الصَّبَاحِ.
2. Ты (м) пьёшь чай вечером
📌 تَشْرَبُ الشَّايَ فِي الْمَسَاءِ.
3. Она убирает свою комнату
📌 تُنَظِّفُ غُرْفَتَهَا.
4. Он читает интересную историю
📌 يَقْرَأُ قِصَّةً مُشَوِّقَةً.
5. Мы смотрим на учителя
📌 نَنْظُرُ إِلَى الْمُعَلِّمِ.
6. Вы идёте в школу
📌 تَذْهَبُونَ إِلَى الْمَدْرَسَةِ.
7. Ты (ж) ешь яблоко
📌 تَأْكُلِينَ تُفَّاحَةً.
8. Они учатся вместе
📌 يَدْرُسُونَ مَعًا.
9. Я пишу в тетради
📌 أَكْتُبُ فِي الْكُرَّاسَةِ.
10. Мальчик играет в саду
📌 يَلْعَبُ الْوَلَدُ فِي الْحَدِيقَةِ.
✅ Упражнение 2: Исправь ошибки
- ❌ أَشْرَبَ مَاءٌ فِي الصَّبَاحِ
✅ أَشْرَبُ مَاءً فِي الصَّبَاحِ. - ❌ يَكْتُبُونَ الطِّفْلَةُ رِسَالَةٌ
✅ تَكْتُبُ الطِّفْلَةُ رِسَالَةً. - ❌ نَذْهَبُ إِلَى مَكْتَبَةٌ
✅ نَذْهَبُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ. - ❌ تَجْلِسِينَ أَنْتَ عَلَى الْكُرْسِيِّ
✅ تَجْلِسِينَ أَنْتِ عَلَى الْكُرْسِيِّ. - ❌ أَفْتَحُ أَخِي الْبَابَ
✅ يَفْتَحُ أَخِي الْبَابَ. (если брат – подлежащее) - ❌ نُنَظِّفُ غُرْفَةٌ كُلَّ يَوْمٌ
✅ نُنَظِّفُ غُرْفَةً كُلَّ يَوْمٍ. - ❌ تَشْرَبُ الطُّفُولَةُ الْعَصِيرَ
✅ تَشْرَبُ الطِّفْلَةُ الْعَصِيرَ. - ❌ يَقْرَأُ الْمُدَرِّسِ الْكِتَابُ
✅ يَقْرَأُ الْمُدَرِّسُ الْكِتَابَ.
✅ Упражнение 3: Заверши предложение
- أَكْتُبُ فِي الْكُرَّاسَةِ.
- يَذْهَبُ إِلَى الْمَسْجِدِ.
- نَجْلِسُ فِي الْفَصْلِ.
- تَقْرَأُ الْبِنْتُ قِصَّةً جَمِيلَةً.
- أَفْتَحُ الْبَابَ.
- يَسْمَعُونَ الْمُعَلِّمَ.
- أَسْأَلُ سُؤَالًا.
- تَشْرَبُ فِي الْمَطْبَخِ.
- نَنْظُرُ إِلَى السَّبُّورَةِ.
- يَلْعَبُ الطِّفْلُ مَعَ أَخِيهِ.
✅ Упражнение 4: Составь вопрос
- مَاذَا تَقْرَأُ؟ — Что ты читаешь?
- مَاذَا تَشْرَبُ؟ — Что ты пьёшь?
- إِلَى أَيْنَ تَذْهَبُونَ؟ — Куда вы идёте?
- مَاذَا يَكْتُبُ؟ — Что он пишет?
- مَاذَا تَسْأَلِينَ الْمُعَلِّمَ؟ — Что ты (ж) спрашиваешь учителя?
✅ Упражнение 5: Ответь по-арабски
(Ответы могут быть разными — вот возможные варианты):
أَذْهَبُ مَعَ أَخِي.
أَقْرَأُ كِتَابًا فِي الْمَسَاءِ.
نَعَمْ، أَقْرَأُ كِتَابًا.
أَجْلِسُ أَمَامَ السَّبُّورَةِ.
يَشْرَبُ الْحَلِيبَ.
✅ Великолепно!
Ты научился строить целые предложения с глаголами в настоящем времени:
«Я читаю», «ты идёшь», «он пишет», «мы учимся»…
Теперь ты действительно можешь действовать по-арабски!
Но в жизни мы говорим не только о том, что происходит…
Иногда мы хотим сказать:
«Я не читаю»,
«Он не идёт»,
«Мы не понимаем».
📘 Пришло время научиться говорить “нет” — по-арабски.
Именно это ты освоишь в следующем разделе.
🚫 Урок 11: Отрицание в настоящем времени — لا / مَا
В этом уроке ты узнаешь:
- Как сказать «не делаю», «не говорит», «не идёт» и т.д.
- Когда использовать لا, а когда — مَا
- Как отрицание влияет на структуру предложения
- И конечно — с примерами, упражнениями и живыми фразами
👉 Готов? Тогда переходи к Уроку 11 —
и начни говорить по-арабски ещё увереннее, точнее и шире!