📘 Урок 10: Глаголы в настоящем времени – الْفِعْلُ الْمُضَارِعُ

  • Post author:
  • Post category:Курс

مُبَارَكٌ لَكَ وُصُولُكَ إِلَى الدَّرْسِ الْعَاشِرِ! 🌟
Поздравляю с переходом к Уроку 10 — теперь ты войдёшь в мир арабских глаголов. Это как открыть дверь в настоящую речь, потому что без глаголов нет действия, нет жизни в языке

🌟 Что такое الفِعْلُ الْمُضَارِعُ?

الفِعْلُ الْمُضَارِعُ — это глагол в настоящем или ближайшем будущем.
Например:

  • أَذْهَبُ – я иду / я пойду
  • يَكْتُبُ – он пишет / будет писать

✅ Строение настоящего времени

Все глаголы строятся по формуле:

حَرْفُ الْمُضَارَعَةِ + جَذْرُ الْفِعْلِ

Буква начала (أ / تـ / يـ / نـ) + корень (например: ك-ت-ب)

МестоимениеГлаголПеревод
أَنَاأَكْتُبُя пишу
أَنْتَتَكْتُبُты пишешь (м)
أَنْتِتَكْتُبِينَты пишешь (ж)
هُوَيَكْتُبُон пишет
هِيَتَكْتُبُона пишет
نَحْنُنَكْتُبُмы пишем
أَنْتُمْتَكْتُبُونَвы пишете (м. мн.)
أَنْتُنَّتَكْتُبْنَвы пишете (ж. мн.)
هُمْيَكْتُبُونَони пишут (м)
هُنَّيَكْتُبْنَони пишут (ж)

🔹 Примеры с глаголом كَتَبَ – يَكْتُبُ (писать)

ПредложениеПереводОбъяснение
أَكْتُبُ رِسَالَةًЯ пишу письмоأَكْتُبُ – я пишу
يَكْتُبُ الْمُعَلِّمُ دَرْسًاУчитель пишет урокيَكْتُبُ – он пишет
نَكْتُبُ فِي الْكُرَّاسَةِМы пишем в тетрадиنَكْتُبُ – мы пишем
هِيَ تَكْتُبُ اسْمَهَاОна пишет своё имяتَكْتُبُ – она пишет

🔸 Важные глаголы для тренировки:

Глагол (инфинитив)Настоящее времяПеревод
ذَهَبَيَذْهَبُидти
فَهِمَيَفْهَمُпонимать
قَرَأَيَقْرَأُчитать
جَلَسَيَجْلِسُсидеть
أَكَلَيَأْكُلُкушать
شَرِبَيَشْرَبُпить
دَرَسَيَدْرُسُучиться
سَأَلَيَسْأَلُспрашивать

📘 Продолжение Урока 10: Глаголы в настоящем времени – الفِعْلُ الْمُضَارِعُ


🔹 Основные глаголы и их спряжение

1. ذَهَبَ – يَذْهَبُ (идти)

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاأَذْهَبُя иду
أَنْتَتَذْهَبُты идёшь (м)
أَنْتِتَذْهَبِينَты идёшь (ж)
هُوَيَذْهَبُон идёт
هِيَتَذْهَبُона идёт
نَحْنُنَذْهَبُмы идём

📌 Примеры:

  1. أَذْهَبُ إِلَى الْمَدْرَسَةِ
    → Я иду в школу
    (أَذْهَبُ – 1 лицо, إِلَى – направление)
  2. يَذْهَبُ أَخِي إِلَى الْمَسْجِدِ
    → Мой брат идёт в мечеть
  3. تَذْهَبِينَ أَنْتِ إِلَى الْمَكْتَبَةِ
    → Ты (ж) идёшь в библиотеку

2. قَرَأَ – يَقْرَأُ (читать)

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاأَقْرَأُя читаю
هُوَيَقْرَأُон читает
هِيَتَقْرَأُона читает

📌 Примеры:

  1. أَقْرَأُ كِتَابًا كُلَّ يَوْمٍ
    → Я читаю книгу каждый день
  2. يَقْرَأُ الْوَلَدُ قِصَّةً
    → Мальчик читает рассказ
  3. تَقْرَأُ الْبِنْتُ الْجَرِيدَةَ
    → Девочка читает газету

3. أَكَلَ – يَأْكُلُ (кушать)

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاآكُلُя ем
نَحْنُنَأْكُلُмы едим
هُمْيَأْكُلُونَони едят

📌 Примеры:

  1. آكُلُ تُفَّاحًا فِي الصَّبَاحِ
    → Я ем яблоко утром
  2. نَأْكُلُ الْغَدَاءَ مَعًا
    → Мы обедаем вместе
  3. يَأْكُلُونَ الْخُبْزَ وَاللَّحْمَ
    → Они едят хлеб и мясо

4. شَرِبَ – يَشْرَبُ (пить)

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاأَشْرَبُя пью
أَنْتَتَشْرَبُты пьёшь
هُوَيَشْرَبُон пьёт

📌 Примеры:

  1. أَشْرَبُ مَاءً بَعْدَ الرِّيَاضَةِ
    → Я пью воду после спорта
  2. تَشْرَبُ أُخْتِي الْعَصِيرَ
    → Моя сестра пьёт сок
  3. يَشْرَبُ الْوَلَدُ حَلِيبًا
    → Мальчик пьёт молоко

5. جَلَسَ – يَجْلِسُ (сидеть)

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاأَجْلِسُя сижу
هُوَيَجْلِسُон сидит
هُمْيَجْلِسُونَони сидят

📌 Примеры:

  1. أَجْلِسُ عَلَى الْكُرْسِيِّ
    → Я сижу на стуле
  2. يَجْلِسُ أَحْمَدُ فِي الْفَصْلِ
    → Ахмад сидит в классе
  3. يَجْلِسُونَ أَمَامَ الْمُعَلِّمِ
    → Они сидят перед учителем

بِسْمِ اللهِ، نُكْمِلُ الدَّرْسَ مَعَكَ! 🌿
Ты хочешь ещё больше новых примеров с более подробными объяснениями — и ты это получишь! Сейчас мы глубоко разберём настоящее время (الْفِعْلُ الْمُضَارِعُ) с живыми ситуациями, глаголами в разных формах и пояснениями для каждого случая.


📘 ЕЩЁ БОЛЬШЕ ПРИМЕРОВ: الفِعْلُ الْمُضَارِعُ — настоящее время


🔹 Глагол يَفْهَمُ – понимать

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاأَفْهَمُя понимаю
أَنْتَتَفْهَمُты (м) понимаешь
هُوَيَفْهَمُон понимает
نَحْنُنَفْهَمُмы понимаем

📌 Примеры с объяснением:

  1. أَفْهَمُ الدَّرْسَ جَيِّدًا.
    → Я хорошо понимаю урок.
    • أَفْهَمُ – глагол, 1 л., ед. ч.
    • الدَّرْسَ – винительный падеж (что?)
    • جَيِّدًا – обстоятельство (как?)
  2. يَفْهَمُ الطِّفْلُ كَلَامَ الْمُعَلِّمِ.
    → Ребёнок понимает слова учителя.
    • يَفْهَمُ – 3 л., м. р.
    • كَلَامَ – речь (вин. падеж)
    • الْمُعَلِّمِ – род. падеж (чья речь)

🔹 Глагол يَدْرُسُ – учиться

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاأَدْرُسُя учусь
أَنْتَتَدْرُسُты учишься
هِيَتَدْرُسُона учится
هُمْيَدْرُسُونَони учатся

📌 Примеры:

  1. أَدْرُسُ اللُّغَةَ الْعَرَبِيَّةَ.
    → Я изучаю арабский язык.
    • اللُّغَةَ – вин. падеж (что?)
    • الْعَرَبِيَّةَ – прилагательное
  2. تَدْرُسُ الطَّالِبَةُ فِي الْجَامِعَةِ.
    → Студентка учится в университете.
    • فِي – предлог
    • الْجَامِعَةِ – после предлога → род. падеж
  3. يَدْرُسُونَ مَعَ أَصْدِقَائِهِمْ.
    → Они учатся со своими друзьями.
    • مَعَ – «с»
    • أَصْدِقَائِهِمْ – «их друзья» (мн. ч., род. падеж)

🔹 Глагол يَسْأَلُ – спрашивать

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاأَسْأَلُя спрашиваю
أَنْتَتَسْأَلُты спрашиваешь
هُوَيَسْأَلُон спрашивает
أَنْتُمْتَسْأَلُونَвы (мн. ч.) спрашиваете

📌 Примеры:

  1. أَسْأَلُ الْمُعَلِّمَ سُؤَالًا.
    → Я задаю учителю вопрос.
    • الْمُعَلِّمَ – вин. падеж (кого?)
    • سُؤَالًا – вопрос
  2. تَسْأَلُ الطِّفْلَةُ أُمَّهَا.
    → Девочка спрашивает свою маму.
    • أُمَّهَا – её мама
    • Обрати внимание на притяжательные окончания

🔹 Глагол يَسْمَعُ – слышать

МестоимениеФормаПеревод
أَنَاأَسْمَعُя слышу
هُوَيَسْمَعُон слышит
نَحْنُنَسْمَعُмы слышим

📌 Примеры:

  1. أَسْمَعُ صَوْتًا غَرِيبًا.
    → Я слышу странный звук.
    • صَوْتًا – звук (вин. падеж)
    • غَرِيبًا – странный (обстоятельство или прилаг.)
  2. نَسْمَعُ الْقُرْآنَ فِي الْمَسْجِدِ.
    → Мы слушаем Коран в мечети.
    • فِي الْمَسْجِدِ – предлог + род. падеж

📘 Дополнительные новые примеры: الفِعْلُ الْمُضَارِعُ – Настоящее время


🔹 Глагол يَفْتَحُ – открывает

МестоимениеГлаголПеревод
أَنَاأَفْتَحُя открываю
أَنْتَتَفْتَحُты (м) открываешь
هُوَيَفْتَحُон открывает
هِيَتَفْتَحُона открывает

📌 Примеры:

  1. أَفْتَحُ النَّافِذَةَ كُلَّ صَبَاحٍ.
    → Я открываю окно каждое утро.
    • النَّافِذَةَ – окно (вин. падеж)
    • كُلَّ صَبَاحٍ – обстоятельство времени
  2. تَفْتَحُ الْبِنْتُ الْكِتَابَ.
    → Девочка открывает книгу.
    • الْبِنْتُ – подлежащее
    • الْكِتَابَ – дополнение

🔹 Глагол يُغْلِقُ – закрывает

МестоимениеГлаголПеревод
أَنَاأُغْلِقُя закрываю
هُوَيُغْلِقُон закрывает

📌 Примеры:

  1. يُغْلِقُ الرَّجُلُ الْبَابَ فِي اللَّيْلِ.
    → Мужчина закрывает дверь ночью.
    • فِي اللَّيْلِ – когда?
  2. أُغْلِقُ الْحَقِيبَةَ قَبْلَ الذَّهَابِ.
    → Я закрываю сумку перед выходом.
    • قَبْلَ الذَّهَابِ – обстоятельство времени

🔹 Глагол يَلْعَبُ – играет

МестоимениеГлаголПеревод
أَنَاأَلْعَبُя играю
أَنْتَتَلْعَبُты играешь
هُوَيَلْعَبُон играет
هُمْيَلْعَبُونَони играют

📌 Примеры:

  1. يَلْعَبُ الْوَلَدُ فِي الْحَدِيقَةِ.
    → Мальчик играет в саду.
    • فِي الْحَدِيقَةِ – где?
  2. أَلْعَبُ مَعَ أَخِي.
    → Я играю с братом.
    • مَعَ – с
  3. يَلْعَبُونَ كُرَةَ الْقَدَمِ.
    → Они играют в футбол.
    • كُرَةَ الْقَدَمِ – футбол (букв. мяч ног)

🔹 Глагол يُنَظِّفُ – чистит, убирает

МестоимениеГлаголПеревод
أَنَاأُنَظِّفُя убираю
هِيَتُنَظِّفُона убирает
نَحْنُنُنَظِّفُмы убираем

📌 Примеры:

  1. أُنَظِّفُ غُرْفَتِي كُلَّ يَوْمٍ.
    → Я убираю свою комнату каждый день.
    • غُرْفَتِي – моя комната (заменено окончанием ي)
  2. تُنَظِّفُ الْبِنْتُ الطَّاوِلَةَ.
    → Девочка убирает со стола.
  3. نُنَظِّفُ الْبَيْتَ قَبْلَ الزِّيَارَةِ.
    → Мы убираем дом перед визитом.

🔹 Глагол يَنْظُرُ – смотреть

МестоимениеГлаголПеревод
أَنَاأَنْظُرُя смотрю
هُوَيَنْظُرُон смотрит
نَحْنُنَنْظُرُмы смотрим

📌 Примеры:

  1. يَنْظُرُ إِلَى السَّمَاءِ.
    → Он смотрит на небо.
    • إِلَى – предлог направления
  2. أَنْظُرُ إِلَى السَّاعَةِ.
    → Я смотрю на часы.
  3. نَنْظُرُ إِلَى الْخَرِيطَةِ.
    → Мы смотрим на карту.

📝 Упражнение: Переведи на арабский

  1. Я открываю дверь
  2. Он закрывает окно
  3. Мы убираем комнату
  4. Они играют в футбол
  5. Ты (ж) смотришь на учителя
  6. Я играю с другом
  7. Мы смотрим на доску
  8. Она убирает стол
  9. Я открываю книгу
  10. Он закрывает сумку

📝 Расширенные упражнения: الفِعْلُ الْمُضَارِعُ


Упражнение 1: Переведи на арабский

📌 Используй правильную форму глагола и нужное местоимение:

  1. Я открываю книгу утром
  2. Ты (м) пьёшь чай вечером
  3. Она убирает свою комнату
  4. Он читает интересную историю
  5. Мы смотрим на учителя
  6. Вы (мн. ч.) идёте в школу
  7. Ты (ж) ешь яблоко
  8. Они (м) учатся вместе
  9. Я пишу в тетради
  10. Мальчик играет в саду

Упражнение 2: Исправь ошибки

📌 Найди и исправь ошибки в глагольных формах, согласовании или порядке слов:

  1. أَشْرَبَ مَاءٌ فِي الصَّبَاحِ ❌
  2. يَكْتُبُونَ الطِّفْلَةُ رِسَالَةٌ ❌
  3. نَذْهَبُ إِلَى مَكْتَبَةٌ ❌
  4. تَجْلِسِينَ أَنْتَ عَلَى الْكُرْسِيِّ ❌
  5. أَفْتَحُ أَخِي الْبَابَ ❌
  6. نُنَظِّفُ غُرْفَةٌ كُلَّ يَوْمٌ ❌
  7. تَشْرَبُ الطُّفُولَةُ الْعَصِيرَ ❌
  8. يَقْرَأُ الْمُدَرِّسِ الْكِتَابُ ❌

Упражнение 3: Заверши предложение

📌 Заверши фразу подходящими словами (существительными, обстоятельствами):

  1. أَكْتُبُ…
  2. يَذْهَبُ إِلَى…
  3. نَجْلِسُ فِي…
  4. تَقْرَأُ الْبِنْتُ…
  5. أَفْتَحُ…
  6. يَسْمَعُونَ…
  7. أَسْأَلُ…
  8. تَشْرَبُ فِي…
  9. نَنْظُرُ إِلَى…
  10. يَلْعَبُ الطِّفْلُ…

Упражнение 4: Составь вопрос

📌 Составь вопросительное предложение по модели:

  • مَاذَا + глагол в нужной форме + подлежащее + ?
  1. (ты/мужчина – читаешь – газету)
  2. (она – пьёт – сок)
  3. (вы/мн. – идёте – в мечеть)
  4. (он – пишет – письмо)
  5. (ты/женщина – спрашиваешь – учителя)

Пример:
مَاذَا تَفْعَلُ أَنْتَ؟ – Что ты делаешь?


Упражнение 5: Ответь по-арабски

📌 Используй настоящее время:

  1. مَاذَا تَفْعَلُ فِي الْمَسَاءِ؟
  2. هَلْ تَقْرَأُ كِتَابًا؟
  3. أَيْنَ تَجْلِسُ فِي الْفَصْلِ؟
  4. مَاذَا يَشْرَبُ أَخُوكَ؟
  5. مَعَ مَنْ تَذْهَبِينَ إِلَى الْمَدْرَسَةِ؟

📝 Упражнения с ответами: الفِعْلُ الْمُضَارِعُ – настоящее время


Упражнение 1: Переведи на арабский

1. Я открываю книгу утром
📌 أَفْتَحُ الْكِتَابَ فِي الصَّبَاحِ.

2. Ты (м) пьёшь чай вечером
📌 تَشْرَبُ الشَّايَ فِي الْمَسَاءِ.

3. Она убирает свою комнату
📌 تُنَظِّفُ غُرْفَتَهَا.

4. Он читает интересную историю
📌 يَقْرَأُ قِصَّةً مُشَوِّقَةً.

5. Мы смотрим на учителя
📌 نَنْظُرُ إِلَى الْمُعَلِّمِ.

6. Вы идёте в школу
📌 تَذْهَبُونَ إِلَى الْمَدْرَسَةِ.

7. Ты (ж) ешь яблоко
📌 تَأْكُلِينَ تُفَّاحَةً.

8. Они учатся вместе
📌 يَدْرُسُونَ مَعًا.

9. Я пишу в тетради
📌 أَكْتُبُ فِي الْكُرَّاسَةِ.

10. Мальчик играет в саду
📌 يَلْعَبُ الْوَلَدُ فِي الْحَدِيقَةِ.


Упражнение 2: Исправь ошибки

  1. أَشْرَبَ مَاءٌ فِي الصَّبَاحِ
    أَشْرَبُ مَاءً فِي الصَّبَاحِ.
  2. يَكْتُبُونَ الطِّفْلَةُ رِسَالَةٌ
    تَكْتُبُ الطِّفْلَةُ رِسَالَةً.
  3. نَذْهَبُ إِلَى مَكْتَبَةٌ
    نَذْهَبُ إِلَى الْمَكْتَبَةِ.
  4. تَجْلِسِينَ أَنْتَ عَلَى الْكُرْسِيِّ
    تَجْلِسِينَ أَنْتِ عَلَى الْكُرْسِيِّ.
  5. أَفْتَحُ أَخِي الْبَابَ
    يَفْتَحُ أَخِي الْبَابَ. (если брат – подлежащее)
  6. نُنَظِّفُ غُرْفَةٌ كُلَّ يَوْمٌ
    نُنَظِّفُ غُرْفَةً كُلَّ يَوْمٍ.
  7. تَشْرَبُ الطُّفُولَةُ الْعَصِيرَ
    تَشْرَبُ الطِّفْلَةُ الْعَصِيرَ.
  8. يَقْرَأُ الْمُدَرِّسِ الْكِتَابُ
    يَقْرَأُ الْمُدَرِّسُ الْكِتَابَ.

Упражнение 3: Заверши предложение

  1. أَكْتُبُ فِي الْكُرَّاسَةِ.
  2. يَذْهَبُ إِلَى الْمَسْجِدِ.
  3. نَجْلِسُ فِي الْفَصْلِ.
  4. تَقْرَأُ الْبِنْتُ قِصَّةً جَمِيلَةً.
  5. أَفْتَحُ الْبَابَ.
  6. يَسْمَعُونَ الْمُعَلِّمَ.
  7. أَسْأَلُ سُؤَالًا.
  8. تَشْرَبُ فِي الْمَطْبَخِ.
  9. نَنْظُرُ إِلَى السَّبُّورَةِ.
  10. يَلْعَبُ الطِّفْلُ مَعَ أَخِيهِ.

Упражнение 4: Составь вопрос

  1. مَاذَا تَقْرَأُ؟ — Что ты читаешь?
  2. مَاذَا تَشْرَبُ؟ — Что ты пьёшь?
  3. إِلَى أَيْنَ تَذْهَبُونَ؟ — Куда вы идёте?
  4. مَاذَا يَكْتُبُ؟ — Что он пишет?
  5. مَاذَا تَسْأَلِينَ الْمُعَلِّمَ؟ — Что ты (ж) спрашиваешь учителя?

Упражнение 5: Ответь по-арабски

(Ответы могут быть разными — вот возможные варианты):

أَذْهَبُ مَعَ أَخِي.

أَقْرَأُ كِتَابًا فِي الْمَسَاءِ.

نَعَمْ، أَقْرَأُ كِتَابًا.

أَجْلِسُ أَمَامَ السَّبُّورَةِ.

يَشْرَبُ الْحَلِيبَ.

✅ Великолепно!

Ты научился строить целые предложения с глаголами в настоящем времени:
«Я читаю», «ты идёшь», «он пишет», «мы учимся»…
Теперь ты действительно можешь действовать по-арабски!


Но в жизни мы говорим не только о том, что происходит
Иногда мы хотим сказать:

«Я не читаю»,
«Он не идёт»,
«Мы не понимаем».


📘 Пришло время научиться говорить “нет” — по-арабски.

Именно это ты освоишь в следующем разделе.

🚫 Урок 11: Отрицание в настоящем времени — لا / مَا

В этом уроке ты узнаешь:

  • Как сказать «не делаю», «не говорит», «не идёт» и т.д.
  • Когда использовать لا, а когда — مَا
  • Как отрицание влияет на структуру предложения
  • И конечно — с примерами, упражнениями и живыми фразами

👉 Готов? Тогда переходи к Уроку 11
и начни говорить по-арабски ещё увереннее, точнее и шире!