1000 Ибн Малика: 17 бейт


17-й бейт из Альфия ибн Малика:

وَالْفِعْلُ إِنْ كَانَ ماضِيًا أَوْ مَضَارِعًا
فَاعْرِفْ مَجْمُوعًا وَرَاهُ إِذَا فَعَلَ


Перевод каждого слова:

  • وَالْفِعْلُ — и глагол
  • إِنْ — если
  • كَانَ — он был
  • مَاضِيًا — прошедший
  • أَوْ — или
  • مَضَارِعًا — настоящее (времени)
  • فَاعْرِفْ — то знай
  • مَجْمُوعًا — собранное
  • وَرَاهُ — за ним
  • إِذَا — если
  • فَعَلَ — он сделал

Общий перевод:

И если глагол прошедшего времени или настоящего,
То знай, что за ним идет его завершение.


Шарх:

В этом стихе Ибн Малик объясняет, как важно различать глаголы в разных временных формах. Он акцентирует внимание на том, что знание о форме глагола позволяет понять, как он используется в языке и какие его формы связаны с действиями в прошлом и настоящем.

Когда он говорит, что за глаголом идет “его завершение”, он имеет в виду, что в арабской грамматике важно понимать не только сами глаголы, но и их отношения с другими частями предложения. Это касается согласования с существительными и другими частями речи, а также форм времени, которые определяют, когда произошло или происходит действие.

Этот бейт подчеркивает значение знания грамматических структур для правильного употребления глаголов в речи.

Конечно, вот примеры на основе 17-го бейта из Альфия ибн Малика:


Пример 1: Прошедшее время

الجملَةُ:
قَرَأَ الطَّالِبُ الكِتَابَ.
Перевод: Студент прочитал книгу.

Шарх:
В данном примере глагол قَرَأَ (читал) является глаголом прошедшего времени (ماضٍ). Этот глагол сообщает о действии, которое уже произошло в прошлом. Слово الطَّالِبُ (студент) является субъектом действия, а الكِتَابَ (книга) — объектом действия.


Пример 2: Настоящее время

الجملَةُ:
يَقْرَأُ الطَّالِبُ الكِتَابَ.
Перевод: Студент читает книгу.

Шарх:
Здесь глагол يَقْرَأُ (читает) находится в настоящем времени (مضارع). Это означает, что действие происходит в данный момент. الطَّالِبُ (студент) снова является субъектом действия, а الكِتَابَ (книга) — объектом.


Пример 3: Завершение действия (связанное с прошедшим и настоящим временем)

الجملَةُ:
فَعَلَ الطَّالِبُ وَاجِبَهُ وَيَجْلِسُ الآنَ لِيَدْرُسَ.
Перевод: Студент выполнил свою домашнюю работу и сейчас сидит, чтобы учиться.

Шарх:
В этом примере используются два глагола, один в прошедшем времени (فَعَلَ — он сделал) и один в настоящем времени (يَجْلِسُ — сидит). Глагол فَعَلَ завершает действие в прошлом, в то время как يَجْلِسُ описывает действие, которое происходит в настоящий момент. Здесь мы видим сочетание двух времен, где прошедшее действие подготовило почву для действия в настоящем.


Пример 4: Модальность с глаголом

الجملَةُ:
يَجِبُ عَلَى الطَّالِبِ أَنْ يَقْرَأَ الكِتَابَ كُلَّ يَوْمٍ.
Перевод: Студент должен читать книгу каждый день.

Шарх:
Здесь يَجِبُ (должен) — это модальный глагол, который указывает на необходимость или обязанность. Глагол يَقْرَأَ (читать) находится в настоящем времени (مضارع), и он зависит от модального глагола. Это подчеркивает, что действие должно быть выполнено в настоящем времени.


Пример 5: Согласование с временем

الجملَةُ:
لَمْ يَفْهَمْ الطَّالِبُ الدَّرسَ.
Перевод: Студент не понял урок.

Шарх:
Глагол لَمْ يَفْهَمْ (не понял) — это отрицание глагола в прошедшем времени (ماضٍ), использующее вспомогательное слово لَمْ. Это показывает, что студент не понял урока в прошлом.


Эти примеры показывают, как грамматические правила о времени (прошедшее, настоящее) и их согласование работают в реальных предложениях на арабском языке.

Вывод:

Из 17-го бейта Альфия ибн Малика можно сделать несколько важных выводов о глаголах в арабском языке:

  1. Различие временных форм:
    Глаголы могут быть в прошедшем (ماضٍ) и настоящем (مضارع) времени, и каждый из них имеет свое значение и использование в контексте. Прошедшее время используется для описания действий, которые уже завершились, в то время как настоящее время описывает действия, происходящие в текущий момент.
  2. Согласование глагола с его контекстом:
    В арабском языке важно правильно использовать глаголы в зависимости от времени действия. Например, в предложении с прошедшим временем глагол указывает на завершенность действия, а в предложении с настоящим временем — на его происходящее состояние. Это согласование важно для правильной структуры предложения.
  3. Значение завершенности действия:
    Глаголы, использующие разные временные формы, помогают передать не только само действие, но и его временную характеристику. Например, в предложении с глаголами в прошлом и настоящем времени (как в примере с “сделал” и “сидит”) мы видим, как одно действие предшествует другому.
  4. Практическое значение грамматики:
    Понимание и правильное использование этих временных форм критически важно для ясного и точного выражения мыслей. Это знание помогает избежать недоразумений и передать точное значение того, что происходило или происходит в данный момент.

Итак, знание временных форм и их применения — это основа для правильного построения предложений и передачи точного смысла в арабском языке.