15-й бейт из Альфия ибн Малика:
وَعَرَفْتُهُ فِي النَّحْوِ قَبْلَ غَيْرِهِ
وَفِي الْعِلْمِ كُلِّهِ لَمْ يَحْتَاجْ
Перевод каждого слова:
- وَعَرَفْتُهُ — и я узнал его
- وَ — и
- عَرَفْتُ — я узнал
- هُ — его
- فِي — в
- النَّحْوِ — грамматике
- قَبْلَ — раньше
- غَيْرِهِ — других
- وَفِي — и в
- الْعِلْمِ — знании
- كُلِّهِ — всех
- لَمْ — не
- يَحْتَاجْ — нуждается
Общий перевод:
И я узнал его в грамматике раньше других,
И в знании всех наук он не нуждается.
Шарх:
Этот стих выражает важность грамматики в системе знаний. Ибн Малик заявляет, что его путь в обучении начинался с грамматики, так как она является основой для понимания арабского языка. Грамматика для него была важнее других знаний, и это подчеркивает её первостепенное значение.
Когда он говорит, что “в знании всех наук он не нуждается”, он подразумевает, что благодаря знанию грамматики можно понимать и усваивать другие науки. В этом контексте грамматика символизирует основу, которая позволяет освоить любой другой предмет.
Таким образом, стих подчеркивает самодостаточность грамматического знания и важность его в обучении.
16-й бейт из Альфия ибн Малика:
وَالْعِلْمُ لَيْسَ فِي كُرْسِيٍّ وَلا فِي سَطْرِ
إِنَّمَا فِي قَلْبٍ سَاعٍ لِمَا يَفْعَلُهُ
Перевод каждого слова:
- وَالْعِلْمُ — и знание
- لَيْسَ — не есть
- فِي — в
- كُرْسِيٍّ — кресле
- وَلا — и не
- فِي — в
- سَطْرِ — строке
- إِنَّمَا — только
- فِي — в
- قَلْبٍ — сердце
- سَاعٍ — стремящемся
- لِمَا — к тому, что
- يَفْعَلُهُ — он делает
Общий перевод:
И знание не в кресле и не в строке,
Оно только в сердце, стремящемся к тому, что он делает.
Шарх:
Этот бейт выражает очень глубокую мысль о том, что знание — это не просто внешнее приобретение, не что-то, что можно просто получить, сидя в кресле или записывая строки. Он подчеркивает, что истинное знание находится внутри человека, в его сердце и стремлении к изучению и действиям. Знание не пассивно — оно требует активного поиска и применения.
Ибн Малик утверждает, что важно не количество информации, которое человек может записать или запомнить, а то, как он живет с этим знанием, как он применяет его в реальной жизни. Знание должно быть связано с искренним стремлением к истине и с готовностью действовать согласно полученным знаниям.