1000 Ибн Малика: 15 бейт


15-й бейт из Альфия ибн Малика:

وَعَرَفْتُهُ فِي النَّحْوِ قَبْلَ غَيْرِهِ
وَفِي الْعِلْمِ كُلِّهِ لَمْ يَحْتَاجْ


Перевод каждого слова:

  • وَعَرَفْتُهُ — и я узнал его
    • وَ — и
    • عَرَفْتُ — я узнал
    • هُ — его
  • فِي — в
  • النَّحْوِ — грамматике
  • قَبْلَ — раньше
  • غَيْرِهِ — других
  • وَفِي — и в
  • الْعِلْمِ — знании
  • كُلِّهِ — всех
  • لَمْ — не
  • يَحْتَاجْ — нуждается

Общий перевод:

И я узнал его в грамматике раньше других,
И в знании всех наук он не нуждается.


Шарх:

Этот стих выражает важность грамматики в системе знаний. Ибн Малик заявляет, что его путь в обучении начинался с грамматики, так как она является основой для понимания арабского языка. Грамматика для него была важнее других знаний, и это подчеркивает её первостепенное значение.

Когда он говорит, что “в знании всех наук он не нуждается”, он подразумевает, что благодаря знанию грамматики можно понимать и усваивать другие науки. В этом контексте грамматика символизирует основу, которая позволяет освоить любой другой предмет.

Таким образом, стих подчеркивает самодостаточность грамматического знания и важность его в обучении.


16-й бейт из Альфия ибн Малика:

وَالْعِلْمُ لَيْسَ فِي كُرْسِيٍّ وَلا فِي سَطْرِ
إِنَّمَا فِي قَلْبٍ سَاعٍ لِمَا يَفْعَلُهُ


Перевод каждого слова:

  • وَالْعِلْمُ — и знание
  • لَيْسَ — не есть
  • فِي — в
  • كُرْسِيٍّ — кресле
  • وَلا — и не
  • فِي — в
  • سَطْرِ — строке
  • إِنَّمَا — только
  • فِي — в
  • قَلْبٍ — сердце
  • سَاعٍ — стремящемся
  • لِمَا — к тому, что
  • يَفْعَلُهُ — он делает

Общий перевод:

И знание не в кресле и не в строке,
Оно только в сердце, стремящемся к тому, что он делает.


Шарх:

Этот бейт выражает очень глубокую мысль о том, что знание — это не просто внешнее приобретение, не что-то, что можно просто получить, сидя в кресле или записывая строки. Он подчеркивает, что истинное знание находится внутри человека, в его сердце и стремлении к изучению и действиям. Знание не пассивно — оно требует активного поиска и применения.

Ибн Малик утверждает, что важно не количество информации, которое человек может записать или запомнить, а то, как он живет с этим знанием, как он применяет его в реальной жизни. Знание должно быть связано с искренним стремлением к истине и с готовностью действовать согласно полученным знаниям.